Количество мировых судей в рф - Юридический портал advokatsuhareva.ru
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Количество мировых судей в рф

Количество мировых судей в рф

Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации

(с изменениями на 27 декабря 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 6-ФЗ (Российская газета, N 32-33, 15.02.2001);
Федеральным законом от 9 июля 2002 года N 80-ФЗ (Российская газета, N 127, 13.07.2002);
Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 60-ФЗ (Российская газета, N 104, 31.05.2003);
Федеральным законом от 17 марта 2004 года N 13-ФЗ (Российская газета, N 57, 20.03.2004);
Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 91-ФЗ (Российская газета, N 162, 31.07.2004);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 209-ФЗ (Российская газета, N 278, 09.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 210-ФЗ (Российская газета, N 278, 09.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 211-ФЗ (Российская газета, N 278, 09.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 212-ФЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 213-ФЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 214-ФЗ (Российская газета, N 278, 09.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 215-ФЗ (Российская газета, N 278, 09.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 216-ФЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 217-ФЗ (Российская газета, N 278, 09.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 218-ФЗ (Российская газета, N 278, 09.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 219-ФЗ (Российская газета, N 278, 09.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 220-ФЗ (Российская газета, N 279, 12.12.2006);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 221-ФЗ (Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 222-ФЗ (Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 223-ФЗ (Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 224-ФЗ (Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
Федеральным законом от 21 июня 2007 года N 105-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 25.06.2007);
Федеральным законом от 21 июня 2007 года N 106-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 25.06.2007);
Федеральным законом от 21 июня 2007 года N 107-ФЗ (Российская газета, N 133, 23.06.2007);
Федеральным законом от 21 июня 2007 года N 108-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 25.06.2007);
Федеральным законом от 21 июня 2007 года N 109-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 25.06.2007);
Федеральным законом от 21 июня 2007 года N 110-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 25.06.2007);
Федеральным законом от 21 июня 2007 года N 111-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 25.06.2007);
Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 112-ФЗ (Российская газета, N 135, 27.06.2007);
Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 147-ФЗ (Российская газета, N 159, 25.07.2007);
Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 148-ФЗ (Российская газета, N 159, 25.07.2007);

Федеральным законом от 4 октября 2020 года N 295-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2014, N 0001201410060012);
Федеральным законом от 4 ноября 2020 года N 350-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050039);
Федеральным законом от 4 ноября 2020 года N 351-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050056);
Федеральным законом от 4 ноября 2020 года N 352-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050041);
Федеральным законом от 4 ноября 2020 года N 353-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050051);
Федеральным законом от 31 декабря 2020 года N 516-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310133);
Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 149-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2015, N 0001201506080041);
Федеральным законом от 5 октября 2020 года N 289-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060028);
Федеральным законом от 28 ноября 2020 года N 353-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280026);
Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 419-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300049);

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 470-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300124);
Федеральным законом от 5 апреля 2020 года N 98-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050047);
Федеральным законом от 3 апреля 2020 года N 65-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2018, N 0001201804030053);
Федеральным законом от 2 августа 2020 года N 312-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2019, N 0001201908020086);
Федеральным законом от 12 ноября 2020 года N 376-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2019, N 0001201911120055);
Федеральным законом от 27 декабря 2020 года N 522-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280082).

Принят
Государственной Думой
24 ноября 1999 года

Статья 1

Статья 1. На основании статьи 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и с учетом предложений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, согласованных с Верховным Судом Российской Федерации, определить число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в следующих субъектах Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея) — 24; Республика Алтай — 14; Республика Башкортостан — 215; Республика Бурятия — 54; Республика Дагестан — 131; Республика Ингушетия — 23; Кабардино-Балкарская Республика — 50; Республика Калмыкия — 19; Карачаево-Черкесская Республика — 26; Республика Карелия — 38; Республика Коми — 60; Республика Крым — 100; Республика Марий Эл — 40; Республика Мордовия — 44; Республика Саха (Якутия) — 63; Республика Северная Осетия — Алания — 35; Республика Татарстан (Татарстан) — 190; Республика Тыва — 23; Удмуртская Республика — 85; Республика Хакасия — 35; Чеченская Республика — 66; Чувашская Республика — Чувашия — 68; Алтайский край — 143; Забайкальский край — 68; Камчатский край — 37; Краснодарский край — 270; Красноярский край — 167; Пермский край — 146; Приморский край — 109; Ставропольский край — 145; Хабаровский край — 75; Амурская область — 49; Архангельская область — 69; Астраханская область — 53; Белгородская область — 80; Брянская область — 76; Владимирская область — 75; Волгоградская область — 145; Вологодская область — 68; Воронежская область — 117; Ивановская область — 62; Иркутская область — 135; Калининградская область — 48; Калужская область — 55; Кемеровская область — 147; Кировская область — 80; Костромская область — 49; Курганская область — 53; Курская область — 66; Ленинградская область — 87; Липецкая область — 64; Магаданская область — 11; Московская область — 334; Мурманская область — 48; Нижегородская область — 179; Новгородская область — 41; Новосибирская область — 138; Омская область — 114; Оренбургская область — 112; Орловская область — 48; Пензенская область — 76; Псковская область — 43; Ростовская область — 230; Рязанская область — 70; Самарская область — 162; Саратовская область — 134; Сахалинская область — 33; Свердловская область — 219; Смоленская область — 56; Тамбовская область — 60; Тверская область — 83; Томская область — 56; Тульская область — 83; Тюменская область — 74; Ульяновская область — 71; Челябинская область — 181; Ярославская область — 70; город федерального значения Москва — 438; город федерального значения Санкт-Петербург — 211; город федерального значения Севастополь-21; Еврейская автономная область — 12; Ненецкий автономный округ — 3; Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 78; Чукотский автономный округ — 4; Ямало-Ненецкий автономный округ — 31.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2001 года Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 6-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 июля 2002 года Федеральным законом от 9 июля 2002 года N 80-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 мая 2003 года Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 60-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 апреля 2004 года Федеральным законом от 17 марта 2004 года N 13-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2004 года Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2006 года Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 220-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральными законами от 5 декабря 2006 года N 209-ФЗ; N 210-ФЗ; N 211-ФЗ; N 212-ФЗ; N 213-ФЗ; N 214-ФЗ; N 215-ФЗ; N 216-ФЗ; N 217-ФЗ; N 218-ФЗ; N 219-ФЗ; N 221-ФЗ; N 222-ФЗ; N 223-ФЗ; N 224-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 21 июня 2007 года N 105-ФЗ; N 106-ФЗ; дополнен с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 21 июня 2007 года N 107-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 21 июня 2007 года N 108-ФЗ; N 109-ФЗ; N 110-ФЗ; N 111-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 112-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 августа 2007 года Федеральными законами от 21 июля 2007 года N 147-ФЗ; N 148-ФЗ; N 149-ФЗ; N 150-ФЗ; N 151-ФЗ; N 152-ФЗ; N 153-ФЗ; N 154-ФЗ; N 155-ФЗ; N 156-ФЗ; N 157-ФЗ; N 158-ФЗ; N 159-ФЗ; N 160-ФЗ; N 161-ФЗ; N 162-ФЗ; N 163-ФЗ; N 164-ФЗ; N 165-ФЗ; N 166-ФЗ; N 167-ФЗ; N 168-ФЗ; N 169-ФЗ; N 170-ФЗ; N 171-ФЗ; N 172-ФЗ; N 173-ФЗ; N 174-ФЗ; N 175-ФЗ; N 176-ФЗ; N 177-ФЗ; N 178-ФЗ; N 179-ФЗ; N 180-ФЗ; N 181-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральными законами от 24 июля 2007 года N 207-ФЗ; N 208-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2007 года Федеральными законами от 1 декабря 2007 года N 288-ФЗ; N 289-ФЗ; N 290-ФЗ, N 293-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2007 года Федеральными законами от 1 декабря 2007 года N 291-ФЗ; N 292-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2008 года Федеральными законами от 14 февраля 2008 года N 7-ФЗ; N 8-ФЗ; N 9-ФЗ; N 10-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 апреля 2008 года Федеральным законом от 1 апреля 2008 года N 35-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2008 года Федеральными законами от 7 мая 2008 года N 61-ФЗ; N 62-ФЗ; N 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 июля 2008 года Федеральными законами от 26 июня 2008 года N 97-ФЗ; N 98-ФЗ; N 99-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 августа 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 139-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 236-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2009 года Федеральными законами от 9 февраля 2009 года N 15-ФЗ; N 16-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 мая 2020 года Федеральным законом от 5 мая 2020 года N 74-ФЗ; в редакции, введенной с 13 июля 2020 года Федеральным законом от 29 июня 2020 года N 125-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2020 года Федеральным законом от 8 марта 2020 года N 32-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 июня 2020 года Федеральным законом от 3 июня 2020 года N 114-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2020 года Федеральным законом от 3 декабря 2020 года N 387-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 13 октября 2009 года N 234-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 августа 2020 года Федеральным законом от 28 июля 2020 года N 146-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 октября 2020 года Федеральным законом от 2 октября 2020 года N 163-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2020 года Федеральным законом от 12 ноября 2020 года N 184-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 июля 2020 года Федеральным законом от 2 июля 2020 года N 164-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2020 года Федеральными законами от 2 декабря 2020 года N 329-ФЗ; N 330-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2020 года Федеральным законом от 28 декабря 2020 года N 402-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 октября 2020 года Федеральными законами от 4 октября 2020 года N 293-ФЗ; N 294-ФЗ; N 295-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2020 года Федеральными законами от 4 ноября 2020 года N 350-ФЗ; N 351-ФЗ; N 352-ФЗ; N 353-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2020 года Федеральным законом от 31 декабря 2020 года N 516-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 июня 2020 года Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 октября 2020 года Федеральным законом от 5 октября 2020 года N 289-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2020 года Федеральным законом от 28 ноября 2020 года N 353-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2020 года Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 419-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2020 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 470-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2020 года Федеральным законом от 5 апреля 2020 года N 98-ФЗ; в редакции, веденной в действие с 14 апреля 2020 года Федеральным законом от 3 апреля 2020 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 августа 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2020 года N 312-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2020 года Федеральным законом от 12 ноября 2020 года N 376-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2020 года N 522-ФЗ.

Читать еще:  За что платится госпошлина в суд

Статья 2

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
29 декабря 1999 года
N 218-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Количество мировых судей в рф

1) Чтобы оценить главный прежний опыт работы судьи, «Проект» выборочно изучил 1000 судейских биографий.

Они отобраны пропорционально доле областных, районных и мировых судей в общем числе, то есть в соотношении 19-55-26 (*, исходя из данных Судебного департамента за 2020 год, посчитал «Проект»*).

Биографии областных и районных федеральных судей общей юрисдикции брались с официальных сайтов судов, где они работают. При этом соблюдалось условие, что биографии всех или почти всех судей конкретного суда представлены на его сайте.

Данные о мировых судьях (низовых звеньях) брались по квотам в алфавитном порядке среди тех регионов России, где биографии представлены более чем на 50%. Например, в Севастополе 21 мировой судья, известны биографии 11 лиц (52%), регион попадает в выборку. Квота региона составляет 7 судей, поэтому взяты первые 7 биографий из списка. В выборку попали 15 из 63 исследованных регионов: Иркутская, Калужская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Новгородская и Сахалинская области, Красноярский и Пермский края, республики Калмыкия, Мордовия и Якутия, Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также город Севастополь. Число биографий для исследования бралось пропорционально количеству мировых судей региона в общем числе. Источники данных: ВККС (vkks.ru) и сайт судьироссии.рф.

Главный прежний опыт судьи — это та структура, где он дольше всего проработал, начиная с получения высшего образования (или, если указано, ранее) и до занятия должности судьи. Если их было несколько и они примерно совпадали по продолжительности, главным признавался последний опыт.

2) Главный опыт работы руководителей судов оценивался на основе анализа доступных биографий председателей районных судов, председателей и зампредов областных, апелляционных, кассационных судов и ВС РФ. Среди всех 2255 судов общей юрисдикции хоть какую-то информацию о руководителях удалось собрать по 896 лицам.

3) Специализацию судей «Проект» оценивал по данным ГАС «Правосудие» и сайтов судов. Гражданская специализация означает, что все или почти все рассматриваемые судьей дела — гражданские или административные. Уголовная специализация: судья разбирает в основном уголовные дела или административные правонарушения.

4) Данные по уголовным делам за 2015-2018 года собраны из форм ф.1 и s.03 по 601 суду. По 294 из них оказались доступны хоть какие-то данные биографий председателей. Их сопоставление показало, как опыт работы глав судов влияет на уровень оправданий и гуманности в суде.

Уровень оправданий — сколько признано невиновными (оправдательный приговор + дело прекращено по реабилитирующим основаниям) среди судимых в общем порядке (без тех, кто признал вину и взял особый порядок). То есть сколько шансов доказать невиновность у того, кто полностью или частично отрицает вину.

Уровень гуманности — это насколько чаще или реже, чем в среднем по России, судьи назначают наказание в виде реального лишения свободы, а не альтернативные виды наказаний. В среднем по России судьи отправляют за решетку 96% осужденных по особо тяжким статьям, 48% осужденных по тяжким статьям, 31% осужденных по статьям средней тяжести и 18% осужденных по статьям небольшой тяжести.

Независимость от народа и неформальный контроль

30 лет назад в России отменили выборность судей. Они стали независимы от граждан, но в итоге зависимы от судейской корпорации и исполнительной власти.

Идеей судебной реформы начала 90-х годов провозглашали желание отодвинуть партийную бюрократию от отбора судей, дать последним свободу самим выбирать кадры. Действующие судьи создают квалификационные коллегии, те экзаменуют и отбирают толковых юристов и глава государства формально утверждает их. Считалось, что вкупе с пожизненным назначением, неприкосновенностью и достойным содержанием это сделает судей независимыми.

Добившись независимости судей от партии, реформаторы вольно или невольно создали не меньшую проблему. Сложилась модель, где судья — это профессиональный бюрократ государственной корпорации, а не публичная фигура (* — см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018» — с. 72-75, 203, 210, 229*). 9 из 10 судей убеждены, что не обязаны даже комментировать свои решения. Мнение общества мало кого волнует (всего 33%) (* — см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018» — с. 168, 202*). Главное — воля начальства.

Госкорпорация «Правосудие».

Часть вторая. Исследование о том, кто в России судьи

Как российских судей сделали независимыми от народа

1989

Отменили прямые выборы и возможность отзыва гражданами районных судей. Их стали назначать советы народных депутатов (законодательная власть).

1991

Верховный Совет РСФСР утвердил Концепцию судебной реформы, по которой ликвидировали выборность судей, однако должны были ввести суды присяжных для всех, кому грозит более года лишения свободы.

1992

Ввели принцип избрания гражданами мировых судей.

1993

По новой Конституции отменили назначение судей советами народных депутатов и передали полномочия президенту. Люстрируют советских судей.

1994

Появилась кадровая комиссия при президенте для отбора судей.

1995

Судей фактически начинает назначать президент при согласовании с парламентом.

2000

Начали работать мировые судьи. Их имеют право избирать граждане, но в итоге назначают региональные парламенты.

2001

Ввели дисциплинарную ответственность судей.

2002

Президент назначает судей без учета мнения регионального парламента.

2004

Окончательно упразднили народных заседателей.

2009

Президент назначает судей пожизненно, но как и раньше, их в случае необходимости легко отстраняют от должности.

2011

В Следственном комитете и позже в Генпрокуратуре и ФСБ приказали не регистрировать заявления граждан о преступлениях судей против правосудия.

2013

Судей запретили наказывать по ст. 305 УК РФ за заведомо неправосудные решения, если они не отменены.

2014

К этому времени полномочия судов присяжных сильно урезали (*: лишили права рассматривать дела о терроризме, вооруженном мятеже, половых преступлениях и др.*).

2018

Суды присяжных начали работу в районных судах. Но по-прежнему им достается менее 0,1% дел.

2018

Россия достигла исторического минимума оправдательных приговоров (*, показало исследование «Проекта»*). Лишь 24–38% граждан довольны работой судей (*, следует из официальных опросов*).

Даже некоторые критики прежней судебной системы сегодня признают, что выборные советские судьи были на голову порядочнее и независимее нынешних (*: например, заслуженный юрист Семен Ария, экс-судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина, экс-судья Любовь Благушина, председатель Нижегородского облсуда Борис Каневский*).

Как выстроена судебная иерархия

Примечания и источники (!

Примечания:
1) 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции создали в июле 2018, они начнут работу к октябрю 2019.
2) Областные и равные им суды включают верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
3) Данные о числе мировых судей — по ФЗ о мировых судьях — от апреля 2018.

Источники:
отчет Судебного департамента за 2020 год, справка Консультант+, ФКЗ о Верховном суде РФ, ФЗ о мировых судьях, сайт Конституционного суда

В России около 34 тыс. судей в составе 10 тыс. судов (*, следует из отчета Судебного департамента за 2020 год*).

У судьи обычно есть секретарь судебного заседания (ведет протокол) и помощник (готовит проекты решений). Также в суде работают консультанты, специалисты и другие служащие — всего около 86 тыс. клерков (*, следует из оценки Проекта по данным Судебного департамента и Росстата*).

Вместе с обслуживающим персоналом зданий в судебной системе занято более 165 тыс. человек (*, следует из оценки «Проекта» по данным Росстата за 2020 год*).

Большинство дел рассматривают областные, районные и мировые суды общей юрисдикции (*, следует из оценки «Проекта» по данным Судебного департамента*).

Граждане обжалуют решения мировых судей в районном суде, а решения районных — в областном.

Во главе судебной вертикали — Верховный суд (ВС) (*, который обобщает правоприменительную практику, рассматривает конечные жалобы, принимает ключевые кадровые решения, командует ответственным за финансы судебным департаментом и т.д.*). Ему подчиняются суды регионов, а тем — районные суды. В 2020 г. ВС подчинил себе арбитражные суды. Чтобы легче все было контролировать, в 2020 году создали 6 кассационных и 10 апелляционных судов (* — как дополнительные звенья между региональной и верховной инстанциями*).

Кто поддерживает иерархию и помогает контролировать суды? Это в первую очередь руководство суда, вышестоящие кураторы и силовики.

Руководители в лице председателя суда и его замов отвечают за работу нижестоящих судей. Они подбирают кадры, распределяют нагрузку, утверждают отпуска и графики дежурств, выдают поощрения, рекомендуют к присвоению классов, привлекают к дисциплинарной ответственности и т.п. (*, следует из ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей», ст. 22 ФЗ «Об органах судейского сообщества», а также см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018» — с. 21, интервью судьи Новикова и статью экс-судьи ВС РФ Никиты Колоколова*). «Все это порождает характер крепостничества», — уверен бывший сочинский судья Дмитрий Новиков. Более 90% экспертов считают зависимость судей от председателей серьезной проблемой.

Читать еще:  Причины отказа от иска в гражданском процессе

Руководство определяет, кому что рассматривать. Даже без прямых указаний сам факт распределения может решать исход дела (*, считают авторы доклада «Диагностика работы судебной системы в сфере уголовного судопроизводства и предложения по ее реформированию», 2016, с. 56*). Системы случайного распределения дел до сих пор нет, ее только планируют ввести с сентября 2020 года (*, но на практике и она может быть уязвима для манипуляций*).

Прямое вмешательство в принятие решений тоже норма: лишь 17% судей считают, что председатель суда не должен помогать разбираться в сложных вопросах (* — см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018», с. 168*).

Если внешние стороны давят на суд, то обычно через председателей (*, считает эксперт Института проблем правоприменения (ИПП) Тимур Бочаров и подтверждает бывшая судья Ольга Кудешкина*). Председательская должность временная, поэтому они уязвимее для давления.

Кураторы — это дополнительные контролеры. Для мировых судей ими назначают районного судью, каждый районный суд курируют в областном, а тот — в Верховном (*, отмечают эксперты ИПП и подтверждает адвокат Игорь Бушманов*). Эти судебные смотрители не предусмотрены законом, но их деятельность описана во внутренних регламентах (*, например, в планах работы судов есть «оказание методической помощи судьям». На сайте Тюменского районного суда даже размещено специальное «Положение об организации кураторства», где его целью указано «оказание помощи и формирование единства судебной практики»*).

Кураторы неформально влияют на судебные решения (*, говорится в докладе Института проблем правоприменения (ИПП) «Диагностика работы судебной системы в сфере уголовного судопроизводства и предложения по ее реформированию», с. 57*). Когда приговор или иное решение судьи обжалуют выше, жалоба попадает именно контролеру этого судьи (*, следует из «Положения об организации кураторства Тюменского районного суда»*). Самым важным стражи правосудия считают мнение куратора (86%), а также коллег-судей (83%) и председателя (78%) (* — см. «Российские судьи: социологическое исследование профессии / В. Волков, А. Дмитриева, М. Поздняков, К. Титаев. — 2018» — с. 202*).

При рассмотрении важных дел судьи ездят к кураторам на совещания, звонят докладывать и согласовывать детали решений или даже получают сверху готовый текст. Вероятно, это происходило, когда судья Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин рассматривал дело ЮКОСа (*, утверждала бывшая помощница судьи Наталья Васильева, хотя сам Данилкин это опровергал*).

Силовикам в лице полицейских, следователей, прокуроров от судей нужны решения в свою пользу. Иначе начальство накажет их самих за брак в работе (*, рассказывает бывший прокурор*). Поэтому у них большой соблазн влиять на судей, для чего есть немало возможностей.

В первую очередь, это неформальное общение. Силовики легко заходят в судейские кабинеты: 69% следователей несколько раз в неделю или каждый день общаются с работниками суда, 14% в течение дежурных суток звонят самим судьям (*, показало исследование экспертов ИПП о российских следователях*). Почти треть прокуроров до начала рассмотрения дела обсуждают с судьями его перспективы (*, следует из опроса А. Кухта в трех регионах России в 2008 г.*).

В результате специализации и совпадения подведомственных территорий одни и те же работники прокуратуры и судьи постоянно пересекаются. Складываются «большие тройки» «следователь-прокурор-судья», которые взаимно обслуживают друг друга (*, подметил адвокат Владимир Хроменко*). Например, в 2020 году «Открытая Уфа» писала, как прокурор Башкирии Сергей Хуртин звонил председателю Кировского районного суда Уфы Муниру Валееву и поручил «правильно решить» жалобы своих подчиненных (*. Подлинность разговора подтвердил изданию «Открытая Уфа» источник в суде*). Вскоре после этого сыновей Валеева продвинули в республиканскую прокуратуру.

Централизованно судей курирует Управление «М» ФСБ (*, писали СМИ, жаловался экс-замглавы ГСУ СК РФ по Москве Денис Никандров и подтвердили «Проекту» несколько московских адвокатов*). Спецслужба активно влияет на назначение судей (*, отмечает экс-судья Мосгорсуда Сергей Пашин и подтвердил «Проекту» социолог Кирилл Титаев*), ведет прослушку, ходит на заседания, чтобы следить, как судья ведет процесс. Но этот контроль не монопольный. «Свои» судьи есть не только у спецслужб, но и МВД, СК и отдельных группировок внутри ведомств (*, считает источник The New Times).

Самым важным судьи считают мнение кураторов (86%), мнение народа мало кого волнует — всего 33%

Мировые судьи в Российской Федерации

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

Компетенция мирового судьи.Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

– уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

– дела о выдаче судебного приказа;

– дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

– дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

– иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

– дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

– дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

– дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

– дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

– дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Порядок назначения на должность мировых судей.Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, установленных Законом о статусе судей.Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ в случаях и порядке, которые установлены указанным Законом.

Критерии формирования судебных участков мировых судей

Маркова Н.Л., руководитель секретариата руководства Арбитражного суда Тюменской области, соискатель кафедры «Конституционное и муниципальное право» Института государства и права Тюменского государственного университета.

На протяжении последних лет проводимая в нашей стране судебная реформа имеет несколько направлений. Одним из таких направлений стало возрождение института мировых судей.

Мировые судьи в соответствии с действующим федеральным законодательством являются судьями субъектов РФ, действующих в пределах судебных участков, создаваемых из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. При этом отсутствуют критерии, в каких случаях следует исходить при образовании судебных участков из расчета населения до 23 тысяч, если есть возможность образовать большее число судебных участков при меньшем количестве обслуживаемого населения. Рассмотрим эту ситуацию на примере.

В составе субъекта РФ (области) имеются два района с населением соответственно в 10 и 13 тысяч человек. Учитывая, что мировой судья может обслуживать на своем участке, согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — Закон о мировых судьях), население до 23 тысяч, есть основание ставить вопрос об образовании одного судебного участка, мировой судья которого будет рассматривать отнесенные к его компетенции дела населения в 20 тысяч, проживающего на территории двух административных районов. Но в то же время у субъекта РФ имеются все основания ставить вопрос об образовании вместо одного двух судебных участков, поскольку население каждого района не превышает 15 тысяч.

Таким образом, в связи с действующей редакцией ч. 4 ст. 4 Закона о мировых судьях возникает вопрос о соотношении административно-территориального образования, в частности района, и судебного участка. Должен ли судебный участок ограничиваться пределами одного района или возможно образование одного судебного участка на несколько районов? Руководствуясь одной и той же нормой, правомерным на сегодняшний день следует признать осуществление мировым судьей правосудия на территории с населением и в 23 тысячи, и с населением в 10 тысяч, и менее того.

Рассмотрение указанных положений Закона на практике приводит к различному толкованию субъектами РФ предоставленного им права законодательной инициативы по определению общего числа мировых судей и количества судебных участков. Исходя из своих интересов, они ставят вопрос об образовании дополнительных судебных участков на территориях с небольшим количеством населения, что может разгрузить районные суды и в то же время обеспечить незначительную нагрузку мировых судей.

Читать еще:  Основания для возврата госпошлины в гражданском процессе

Несмотря на то что законодательная инициатива в вопросе определения границ судебных участков, в границах которых действуют мировые судьи, принадлежит субъектам РФ, она требует согласования с Верховным Судом Российской Федерации (далее — ВС РФ). Законом о мировых судьях субъект РФ поставлен в такое положение, когда он фактически может только просить установить для него численность мировых судей. И сама процедура является громоздкой и затратной.

Вначале законодательный орган субъекта РФ должен выступить с законодательной инициативой по этому поводу. Затем данное предложение согласовывается с ВС РФ, после чего попадает в Государственную Думу, где законопроект проходит сложный и долгий путь, пока обретет статус федерального закона. Затем его рассматривают Совет Федерации и Президент РФ. На каждом этапе в орбиту обсуждения втягиваются десятки и сотни парламентариев, чиновников и специалистов. При этом в полном объеме просьба обычно не удовлетворяется. Проблема также заключается и в том, что законодатель не установил сроков, в течение которых должно быть рассмотрено обращение по вопросу формирования корпуса мировых судей, границ возможных споров по данному вопросу и процедуру их разрешения.

Инициатива создания судебных участков может исходить также непосредственно и от ВС РФ, но она должна быть согласована с соответствующим субъектом РФ (ч. 2 ст. 4 Закона мировых судьях).

Таким образом, для образования нового судебного участка требуются согласованные действия государственных органов РФ и ее субъектов. Это обусловлено тем, что хотя мировые судьи и являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, но в то же время они входят в единую судебную систему страны.

Общее число мировых судей и количество судебных участков установлено Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». По состоянию на 1 января 2007 г. общее количество судебных участков согласно указанному Закону составляет 6779.

В последнее время некоторые субъекты РФ высказывают предложения об изменении законодательно установленного порядка и оставлении за федеральным законом права определения только общего количества мировых судей, конкретное же их количество и, соответственно, количество судебных участков в каждом субъекте РФ предлагается отнести на усмотрение непосредственно субъектов РФ. С такими предложениями вряд ли можно согласиться. В случае их принятия будет нарушена стабильность судебной системы, возможность определения размеров ее финансирования и централизованного материально-технического обеспечения. Передача права создания и упразднения судебных участков и должностей мировых судей на усмотрение субъектов РФ неизбежно приведет к разным условиям обеспечения деятельности мировых судей.

Осуществление мировым судьей деятельности в пределах судебного участка преследует цель приближения суда к населению. Этого можно достигнуть только тем, что мировой судья будет располагаться на территории судебного участка, которых на территории района должно быть несколько, и населению будет легче обратиться к мировому судье.

Между тем ст. 4 Закона о мировых судьях предусмотрено создание одного судебного участка в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек. На практике один судебный участок создается и при численности населения до 23 тысяч человек .

Согласно Закону Липецкой области от 26 мая 2000 г. «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Липецкой области» таких районов семь. Законом Тамбовской области от 24 марта 2003 г. «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области» установлено 17 таких районов.

Следует также отметить, что и там, где мировых судей несколько, как правило, отсутствует возможность их раздельного размещения на территории вверенных судебных участков, им предоставляют помещение либо в зданиях районных судов, либо хотя и не в них, но все равно всем вместе в районном центре. Для крупных городов такая ситуация наиболее характерна.

Автор согласен с мнением В.М. Нестерова о том, что проблема по размещению мировых судей непосредственно на территории судебных участков может быть разрешена путем установления в законе данного порядка размещения как обязательного, с установлением субъектам РФ срока на выполнение этого требования .

Нестеров В.М. Организация деятельности мировых судей в РФ // Мировой судья. 2005. N 12.

Осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков привело и к неравномерности распределения между ними нагрузки по рассмотрению дел. Так, согласно сведениям о работе мировых судей Липецкой области за 12 месяцев 2004 г. мировым судьей судебного участка N 1 г. Липецка рассмотрено 973 гражданских дела, 60 уголовных дел, 922 дела об административных правонарушениях, а мировым судьей Елецкого районного судебного участка N 1 за тот же период рассмотрено 192 гражданских дела, 57 уголовных дел, 176 дел об административных правонарушениях. То есть нагрузка, исходя из числа дел, различается в 4,6 раза .

Естественно, что большая загруженность ведет к более длительному рассмотрению дел, при этом падает качество рассмотрения. Это нарушает право граждан на скорое правосудие.

Проблема неравномерности нагрузки, если она постоянна, подлежит решению путем своевременного внесения изменений в законодательство субъектов РФ, устанавливающее территории судебных участков. Но в ряде случаев в связи с указанием в федеральном Законе численности населения на судебном участке в 15 — 23 тысяч человек изменить территорию судебного участка с уменьшением или увеличением сверх указанных пределов незаконно. А ведь иногда в связи с постоянно низкой нагрузкой целесообразно создать судебный участок на территории с численностью населения более 23 тысяч человек либо в связи с повышенной нагрузкой (вызванной, как правило, наличием на территории участка рынков, аэропортов, крупных предприятий) создать судебный участок на территории с численностью населения менее 15 тысяч человек .

Как справедливо отмечает В.И. Кононенко, «загруженность мировых судов определяется не числом жителей на участке, а уровнем хозяйственного оборота, криминогенной обстановкой, степенью концентрации производства и другими местными особенностями». См.: Мировой суд: опыт становления и развития (уголовно-процессуальный аспект): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 141.

В связи с этим высказываются предложения ввести дополнительные критерии помимо критерия численности. «При этом в городах определяющим должно быть количество уголовных преступлений и гражданская конфликтность, а в сельской местности — территориальная удаленность населенных пунктов» .

Шатовкина Р.В. Организация и деятельность мировых судей в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 70.

По нашему мнению, следует согласиться с высказыванием В. Степанова о том, что «для обеспечения нормального функционирования мировых судов нельзя исходить только из численности населения на одном судебном участке» , поскольку практика показала, что определение количества судебных участков исходя только из численности населения, не совсем оправдывает себя.

Степанов В. Мировая юстиция — перспективы развития // ЭЖ-Юрист. Судебное приложение. 2005. N 35. С. 12.

На первом этапе работы по созданию мировой юстиции субъекты РФ столкнулись с тем, что по этой причине остались вне зоны судебной деятельности обширные территории, на которых размещены садовые участки, охотничьи и рыболовные хозяйства и станы, лесные и проселочные дороги, прибрежные зоны морей, океана и других водных объектов. А в этих местах нередко возникали ситуации, которые подпадали под юрисдикцию мировых судей (браконьерство, автодорожные и другие транспортные происшествия с материальными претензиями, хищения, земельные и иные споры). И только из-за этого субъектам РФ пришлось вносить коррективы в границы большинства судебных участков, расположенных на периферии, а в одном регионе создать дополнительный участок. Поэтому было бы правильно, если бы законодатель предоставил право самому субъекту РФ определять судебные участки, исходя из специфики региона (без учета численности населения, но в рамках выделенного ему количества судебных участков).

В городах и районах, где создан не один, а несколько участков, сложности возникают уже при «нарезке» участков, так как сама по себе численность населения участка не всегда отражает наличие «спроса» на «судейские услуги». В связи с чем возникает неравномерность нагрузки мировых судей в одном и том же регионе.

Безусловно, повышенная нагрузка на мирового судью отражается и на качестве судебной защиты граждан, на которых распространяется юрисдикция этого судьи.

Также на таких судебных участках возникает и проблема, вытекающая из «участковой юрисдикции», связанная с определением подсудности уголовных, гражданских и административных дел. Когда в одном административном образовании действуют несколько мировых судей, возникают трудности в соблюдении правил подсудности.

Законом установлено, что уголовные дела рассматриваются судом по месту совершения преступления, а при совершении нескольких преступлений судом, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них.

Аналогичный порядок предусмотрен по делам об административных правонарушениях. Однако дело по просьбе правонарушителя может быть рассмотрено по месту его жительства, а по делам об автотранспортных правонарушениях — по месту учета транспортного средства.

Гражданские дела, как правило, рассматриваются судом по месту жительства ответчика.

Сложно бывает определить подсудность при совершении преступления или административного правонарушения на границе судебных участков. Время от времени выявляются «забытые» территории, т.е. те территории, которые не были включены ни в один из участков при их установлении (а такое бывает и при строительстве нового жилищного комплекса).

В случае прекращения или приостановления полномочий мирового судьи, а также в случае его временного отсутствия (отпуск, болезнь и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе .

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», п. 3 ст. 8.

Представим ситуацию, что в районе, где действует один мировой судья, последний уходит в отпуск. В этом случае его обязанности возлагаются на мирового судью соседнего судебного района. И так ежегодно население района вынуждено более чем месяц в году ездить за судейской «услугой» в соседний район. В то время как свои местные федеральные судьи, куда совсем недавно могли обратиться, их ситуации рассудить не правомочны. А ведь мировой судья может отсутствовать не только по поводу отпуска, но и по другим причинам. В этом случае ситуация еще более усугубляется в организационном плане.

Каким видится решение этого вопроса? Нужно использовать две возможности: следует разрешить на одном участке работу двух и более мировых судей. Когда в районе действует не один, а несколько мировых судей, многие вопросы, как в приведенном случае, снимаются. При временном значительном увеличении количества дел на одном судебном участке допустить их передачу на другой судебный участок в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, т.е. по постановлению вышестоящего суда. Таким образом будет обеспечено гарантированное законом право граждан на судебную защиту в установленные законом сроки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector