1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компетенция мирового суда

Компетенция мировых судей

Создание мировых судов как одного из элементов судебной системы России впервые было предусмотрено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с частью 2 статьи 4 этого Закона в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Статья 28 этого же Закона в общих чертах определила основные положения деятельности мировых судей: мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, а полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации. Во исполнение требования этой нормы 17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — Закон), детально регламентирующий их деятельность и правовой статус.

Создание дополнительного звена (мировых судей) в судебной системе обусловлено необходимостью упрощения процедур и оперативности рассмотрения дел, подсудных мировому судье. Так, в статье 154 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) устанавливается сокращенный срок рассмотрения и разрешения гражданских дел мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (вместо общего срока — до истечения двух месяцев). Главой 41 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) установлен иной (упрощенный) по сравнению с общим порядок производства по уголовным делам, подсудным мировому судье. В частности, статья 321 УПК РФ предусматривает срок начала судебного разбирательства не ранее трех и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела (общий срок — не позднее 14 суток).

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Какие же споры полномочен рассматривать мировой судья и в разрешении каких ситуаций он сможет помочь? В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона мировой судья рассматривает в первой инстанции восемь разновидностей дел, которые условно можно разделить на три группы: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью 1 статьи 31 УПК РФ; 2) гражданско-правовые споры: дела о выдаче судебного приказа; споры о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; дела об определении порядка пользования имуществом; 3) дела об административных правонарушениях.

Говоря о первой группе дел, разрешаемых мировым судьей, стоит отметить, что в части 1 статьи 31 УПК РФ предусмотрен довольно большой перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), фактически отвечающих требованиям подсудности мирового судьи, но исключенных законодателем из его компетенции. Как отмечает С.А. Разумов (Комментари к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Юристъ, 2004 г.), вошедшие в перечень составы преступлений требуют от судьи большего опыта, профессионализма и связаны с более значительными временными затратами для рассмотрения дела, нежели те, которые установлены для производства у мирового судьи. Например, убийство в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107 УК РФ) требует исследования психического состояния лица, совершившего данное деяние, детальной проверки неправомерного поведения со стороны потерпевшего. В этом случае, в частности, не исключены повторное назначение экспертизы, вызов дополнительных свидетелей, изучение мнения специалиста. Указанные обстоятельства могут исследоваться в течение достаточно длительного времени. Институт же мировых судей создан прежде всего для более оперативного рассмотрения дел, не представляющих большой общественной опасности.

При анализе второй группы дел, подсудных мировому судье, также надо учитывать некоторые особенности, например при выдаче мировым судьей судебного приказа. Понятие судебного приказа раскрывается в статье 121 ГПК РФ. Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично (без судебного разбирательства и вызова должника и кредитора) на основании заявления (кредитора) о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. При вынесении судебного приказа необходимо учитывать требования, предусмотренные статьей 122 ГПК РФ.

Судебный приказ выдается, если:

  • требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
  • требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
  • требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
  • требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
  • требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
  • требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
  • требование органа внутренних дел, подразделения судебных приставов о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

К третьей группе дел, рассматриваемых мировым судьей, относятся дела об административных правонарушениях. В статье 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации приведен перечень правонарушений, подсудных мировому судье. Например, самовольная добыча янтаря, уничтожение или повреждение чужого имущества, ведение археологических разведок или раскопок без разрешения, мелкое хищение, нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и другие.

Также отметим, что федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела (пункт 1.1 ст. Закона).

Компетенция (полномочия) мирового судьи. Организация деятельности.

Полномочия и компетенция мирового судьи

Основным полномочием мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности относятся:

контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц;

обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

участие в формировании органов судейского сообщества.

Все полномочия мирового судьи осуществляются в определенном порядке, исходя из общих для всех судов принципов, являющихся основными, исходными началами, в соответствии с которыми строится система органов судебной власти, а также осуществляется их функционирование.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Компетенция мирового судьи при рассмотрении:

дел об административных правонарушениях.

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК).

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Мировые судьи рассматривают единолично уголовные, гражданские и административные дела, подсудные им, по первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении принятых ими и вступивших в законную силу решений. Эти дела наиболее распространенные и, как правило, не представляющие сложности по правовой оценке спорных правоотношений.

Читать еще:  Исполнение решений иностранных судов апк

Согласно ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции следующие гражданские дела:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом.

Кроме того, федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие гражданские дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением определенного перечня уголовных дел о преступлениях, предусмотренных указанными в данной статье нормами УК РФ. Таким образом, УПК сделал исключения для ряда преступлений, которые независимо от санкции уголовного закона должны рассматриваться в районном суде, например убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны; причинение смерти по неосторожности; развратные действия; нарушение равноправия граждан и т.д. Среди уголовных дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями, следует выделить особую категорию дел — дела частного обвинения, которые возбуждаются потерпевшим или его законным представителем путем подачи заявления мировому судье и подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым. Это уголовные дела о преступлениях, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 129 частью первой (клевета без квалифицирующих признаков) и 130 (оскорбление).

Кроме указанных категорий гражданских и уголовных дел, мировые судьи согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают также подавляющее большинство дел об административных правонарушениях.

188.64.173.24 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Компетенция мирового судьи по рассмотрению гражданских дел

В. Устюжанинов, заместитель директора филиала МГЮА в г. Кирове, доцент, кандидат юридических наук.

С. Сапожников, преподаватель филиала МГЮА.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» они рассматривают в первой инстанции следующие гражданские дела: о выдаче судебного приказа; о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; о разделе между супругами совместно нажитого имущества, а также иные дела, возникающие из семейно — правовых отношений, за исключением дел об оспариваний отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка; имущественные споры при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; определение порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

Подсудны мировым судьям и дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе.

Все отнесенные к его компетенции Законом от 17 декабря 1998 г. дела мировой судья рассматривает единолично.

Статья 113 ГПК РСФСР (в редакции от 7 августа 2000 г.), устанавливающая подсудность гражданских дел мировому судье, почти дословно воспроизводит содержание п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. Тем не менее имеются и некоторые различия. Прежде всего речь идет о перечне дел, подсудных мировому судье. Во-первых, по вполне понятным причинам в ст. 113 ГПК отсутствует указание о том, что мировой судья рассматривает уголовные дела. Во-вторых, дела (а точнее, категории дел), подсудные мировому судье, в Законе о мировых судьях перечислены исчерпывающим образом, т.е. перечень является закрытым. Тогда как в ГПК он имеет открытый характер. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 113 ГПК мировой судья рассматривает «иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей». Такая формулировка позволяет, с одной стороны, не меняя в будущем содержания ст. 113 ГПК, относить к числу «иных дел» не только дела об административных правонарушениях (подп. 9 п. 1 ст. 3 Закона о мировых судьях), но и другие категории дел, если федеральным законом они отнесены к компетенции мирового судьи (пока такие законы не приняты). С другой стороны, отсутствие в ст. 113 ГПК прямого указания о рассмотрении мировым судьей дел об административных правонарушениях делает возможным отнесение этих дел к ведению специализированных судов административной юстиции, вопрос о создании которых в настоящее время обсуждается.

Необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 113 ГПК отнесение к компетенции мирового судьи «иных дел» возможно только на основании федерального закона, тогда как в соответствии с п. 2 ст. 25 проекта ГПК, подготовленного Верховным Судом РФ, Минюстом РФ и Фондом «Международный институт развития правовой экономики», это допускается также на основании законов субъектов Федерации. Об этом же говорится и в п. 2 ст. 28 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Подобная коллизия, на наш взгляд, должна разрешаться с учетом конституционных принципов разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Определение подсудности гражданских дел — вопрос процессуального права. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданско — процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции должна определяться только федеральными законами. В то же время административно — процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Соответственно не исключается принятие субъектами Федерации законов по вопросам подсудности дел об административных правонарушениях при условии, что они не противоречат федеральному законодательству (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Именно по такому пути идет региональный законодатель. Так, п. 3 ст. 3 Закона Кировской области «О мировых судьях в Кировской области» гласит: «Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые устанавливается законами области, за исключением дел, отнесенных к компетенции других органов».

Касаясь подсудности дел мировым судьям, следует также рассмотреть вопрос об объективном соединении исков, когда в одном процессе суд разрешает несколько исковых требований. К сожалению, до настоящего времени в ГПК отсутствует норма, аналогичная ч. 1 ст. 42 УПК РСФСР, которая определяла бы порядок рассмотрения дел, подсудных судам разного уровня (по терминологии УПК — разноименным судам). Статья 121 ГПК, устанавливающая подсудность нескольких связанных между собой дел, касается лишь вопросов определения территориальной подсудности. Для разграничения родовой подсудности она неприменима.

В связи с этим представляет несомненный интерес содержание ч. 2 ст. 113 ГПК: «В случае, когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные — мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде» (следует отметить, что аналогичное положение содержалось в ст. 39 российского Устава гражданского судопроизводства 1864 года). При этом в соответствии с ч. 1 ст. 34 ГПК необходимо различать изменение предмета иска и изменение размера исковых требований. В случае увеличения исковых требований, когда цена иска становится больше 500 минимальных размеров оплаты труда, дело становится неподсудным мировому судье (п. 5 ч. 1 ст. 113 ГПК). Однако и оснований для передачи дела в районный суд по смыслу ч. 2 ст. 113 ГПК тоже нет. Поэтому здесь действует правило, установленное ч. 1 ст. 122 ГПК: «Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду». Этим же правилом следует руководствоваться при уменьшении исковых требований или при частичном отказе от иска в районном суде, когда цена иска становится меньше 500 минимальных размеров оплаты труда.

В завершение вопроса о разграничении компетенции между мировым судьей и районным судом необходимо сказать, что в субъектах Федерации, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов единолично (ч. 2 ст. 114 ГПК).

Целью возрождения института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение (а следовательно, и ускорение) процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту. Уже при разработке законопроекта о мировых судьях четко обозначились два противоположных подхода к решению данной проблемы. Согласно первому мнению институт мировых судей рассматривался исключительно с позиций судоустройства России как способ уменьшения нагрузки на районные суды путем создания дополнительного звена судебной системы (т.е. мировые судьи должны стать обычными участковыми судами, отличающимися от других общих судов только юрисдикционной территорией и кругом подсудных дел). Согласно второй точке зрения введение института мировых судей должно иметь не только судоустройственный, но и судопроизводственный аспект. Концентрация в производстве мирового судьи несложных по своей правовой природе гражданских дел создает идеальные условия для упрощения процессуальной формы, отказа от излишних формальностей и условностей гражданского процесса. В пользу именно такого подхода говорит и имеющийся у России исторический опыт. Детальный анализ процедуры в мировых судах по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года позволяет выделить в ней более 60 отличий от общего порядка рассмотрения дел, причем большинство из них было направлено на упрощение судебной процедуры.

Читать еще:  Сроки исковой давности по гражданским делам

Заметим, что необходимость введения в гражданский процесс упрощенных процедур в конце концов была признана и законодателем, результатом чего явилось принятие Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР». В соответствии с ним установлены два особых (упрощенных) порядка разрешения дел — приказное производство и заочное производство (главы 11.1 и 16.1). Что касается общего порядка рассмотрения гражданских дел, то и он претерпел серьезные изменения, имевшие целью сделать процесс более простым и динамичным (прежде всего за счет усиления принципа состязательности). Суд был освобожден от несвойственной ему функции сбора доказательств, а сам процесс стал проходить по понятным каждому гражданину правилам: кто утверждает — тот и доказывает; не доказал — проиграл дело (ч. 1 ст. 50, ч. 2 ст. 192 ГПК). Истребование доказательств судом производится лишь в исключительных случаях, когда заинтересованная сторона не может их представить сама по объективным причинам и причем только по просьбе этой стороны (ч. 3 ст. 50 ГПК).

Логика законодателя, проявившаяся в изменениях и дополнениях ГПК 1995 года, давала все основания считать, что и введение института мировых судей также должно привести к соответствующим поправкам в ГПК. К аналогичному выводу подталкивал и анализ Федерального закона от 7 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР», который предусмотрел сокращенное судебное следствие у мирового судьи (ст. 475 УПК). Однако применительно к гражданскому процессу подход оказался прямо противоположным: никаких особенностей судопроизводства у мировых судей закон не предусматривает. По этому же пути идет и проект нового ГПК РФ. Приходится констатировать, что богатое историческое наследие России оказалось невостребованным. По сути от прежнего института мировых судей осталось только название.

Безусловно, не все нормы дореволюционного права применимы в современных условиях. Например, вряд ли сейчас была бы уместна ст. 95 Устава гражданского судопроизводства, предусматривавшая право тяжущихся по взаимному согласию освободить свидетеля от присяги. Однако большинство особенностей судопроизводства у мировых судей, без сомнения, могло быть с немалой пользой воспринято действующим законодательством. Скажем, по ст. 51 УГС исковая просьба, приносимая мировому судье, могла быть письменная или словесная. Словесная просьба по записи ее мировым судьей в протокол прочитывалась истцу и подписывалась им, если он был грамотным (ст. 52 УГС). Учитывая общедоступность, бесплатность и обязательность основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ), а также развитую систему юридических консультаций, оказывающих населению необходимую правовую помощь, в том числе бесплатно (ст. 22 Положения об адвокатуре РСФСР), было бы целесообразно предусмотреть возможность использования протокольной формы искового заявления для тех случаев, когда составление иска в письменной форме представляется заинтересованному лицу затруднительным ввиду состояния его здоровья, возраста или по иным уважительным причинам (по аналогии с п. 4 ст. 27 Закона РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями).

Заслуживает внимания ст. 60 УГС, согласно которой в случае личной явки обеих тяжущихся сторон к мировому судье он мог немедленно приступить к рассмотрению их спора (не откладывая, впрочем, разбирательства дел, назначенных на тот день к слушанию). Интерес представляет и ст. 70 УГС: «По предварительном объяснении с обеими сторонами мировой судья предлагает им прекратить дело миром, указывая действительные, по его мнению, к тому способы. Меры для склонения тяжущихся к примирению мировой судья обязан принимать и во время производства дела, и только в случае неуспеха приступать к постановлению решения». Данная норма, как никакая другая, раскрывает самую суть деятельности мирового судьи, его истинное предназначение: мирить людей. Конечно, и действующий ГПК обязывает суд выяснить у сторон, не желают ли они окончить дело мировым соглашением (ст. 164 ГПК). Однако есть принципиальное отличие. Или судья скороговоркой (как это обычно бывает на практике) произнесет заученные фразы: «Поддерживает ли истец свои требования? Признает ли ответчик требования истца? Не желают ли стороны заключить мировое соглашение?» Или, не ограничившись этими формальными вопросами, судья действительно предпримет все возможные меры к реальному примирению сторон. Отсутствие в действующем ГПК нормы, аналогичной ст. 70 УГС, существенно обедняет институт мировых судей и является, на наш взгляд, упущением законодателя.

Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации»

О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 1998 года

2 декабря 1998 года

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

7) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Читать еще:  Жалоба на неправомерные действия судебного пристава исполнителя

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи — не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом требований настоящей статьи.

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, — независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector