2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение избирательных прав граждан

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,

в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,

г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,

д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),

е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,

з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,

и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,

к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,

л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,

м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,

н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,

о) препятствующие голосованию на избирательных участках,

п) нарушающие тайну голосования,

р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,

с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,

у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,

ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,

х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,

ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.

2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

В юридической литературе выделяется три вида ответственности за нарушение избирательных прав: конституционно-правовая (иногда её называют «ответственностью по избирательному праву»), административная и уголовная. Две последние носят характер санкций, размер которых устанавливается соответственно Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Первая имеет пресекательный и правовосстанавливающий характер и установлена избирательными законами.

Конституционно–правовая ответственность кандидатов и избирательных объединений может выражаться в первую очередь в отказе в регистрации или в отмене регистрации. К этому же виду ответственности следует также отнести лишение права на бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время политических партий, не расплатившихся за предыдущую кампанию.

Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий может выражаться в их расформировании. Круг инициаторов расформирования весьма ограничен: это либо группа депутатов, либо избирательная комиссия более высокого уровня, поэтому подобные дела возбуждаются крайне редко. Кроме того, закон предусматривает только три основания для расформирования комиссии:

а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов недействительными;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии;

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией (последнее основание введено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ).

Фактически комиссия может неоднократно нарушать закон, например, необоснованно отказывая кандидатам в регистрации, но если она потом «смиряется» с решениями вышестоящей комиссии или суда, то никакие санкции за такие действия не предусмотрены. Как отмечалось выше, это позволяет недобросовестным комиссиям злоупотреблять своими правами, затягивая время регистрации неугодных кандидатов.

Кроме того, представляется необходимым, чтобы избирательная комиссия несла ответственность за фальсификации, совершенные отдельными ее членами, если сама комиссия эту фальсификацию не пресекла. По нашему мнению, фальсификации невозможны, если члены комиссии добросовестно выполняют свои обязанности. Если же они устраняются от выполнения действий, предусмотренных законом, фальсифицировать избирательные документы может даже один член комиссии (особенно если он является председателем или секретарем).

Конституционно-правовая ответственность члена избирательной комиссии может выражаться также в прекращении его полномочий по решению суда, признавшего его систематически не выполняющим свои обязанности. По нашим данным эта мера используется не часто, хотя во многих комиссиях оказываются члены, практически в работе комиссии не участвующие. Но их обычно убеждают выйти из состава комиссии по личному заявлению или просто мирятся с их пассивностью. Зато известен случай прекращения полномочий одного из наиболее активных членов комиссии после того, как он выступил с разоблачением фальсификаций.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена более чем тремя десятками статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объем составов административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов, существенно расширился за последние три года.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам напрямую обращаться в суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности. Такое право предоставлено только прокуратуре и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией. Неудивительно, что нормы Кодекса об административных правонарушениях часто применяются ими избирательно: в основном в отношении кандидатов и средств массовой информации и гораздо реже – к членам избирательных комиссий. Так, нам неизвестно ни одного случая, когда была применена статья 5.6 – «нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя», несмотря на многочисленные обращения, связанные с такими нарушениями.

Читать еще:  Закон о досудебном урегулировании споров

Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением избирательных прав, предусмотрена статьями 141 и 142 Уголовного кодекса РФ, к которым в 2003 г. прибавились статьи 141.1 и 142.1.

Случаи привлечения к уголовной ответственности по статьям 141 и 142 УК РФ редки. Так, например, в записке Правового управления Аппарата ЦИК РФ «О практике привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с выборами и референдумами, проведенными в Российской Федерации в 2000–2002 годах» указано, что за этот период в России было возбуждено 204 уголовных дела, связанных с выборами и референдумами, из них – 41 дело по статье 141, 64 дела по статье 142 и 95 дел по другим статьям. 66 из этих дел завершены расследованием и с обвинительным заключением дошли до суда. По 48 делам судами вынесены обвинительные приговоры (из них только 16 дел по статьям 141 и 142, т.е. связанные непосредственно с нарушением избирательных прав граждан). Признаны виновными и осуждены 73 человека, из которых 7 приговорены к штрафу, один к исправительным работам и 65 – к лишению свободы, однако из них только один приговорен к реальному лишению свободы (причем по совокупности с наказаниями, назначенными за другие преступления), 41 – к условному, а 23 – амнистированы.

Стоит добавить, что суды неоднократно признавали недействительными результаты выборов из-за нарушений, допущенных избирательными комиссиями (см. в 2.12.1 примеры по Владивостоку, Сергиевому Посаду, Тутаеву). Но, несмотря на то, что эти нарушения приводят к таким серьезным последствиям, виновные обычно не несут соответствующей ответственности, а часто не несут вообще никакой ответственности.

Приведенный анализ свидетельствует, что прокуратура (которая имеет исключительное право привлечения к уголовной ответственности по этим делам) и суды не рассматривают преступления, связанные с нарушением избирательных прав (в том числе с фальсификацией итогов голосования) как имеющие серьезную общественную опасность. Эта тенденция не преодолена и по сей день. Несогласие с такой позицией неоднократно высказывали представители Центральной избирательной комиссией РФ.

Отдельно следует сказать о статье 141.1 Уголовного кодекса РФ, появившейся только в 2003 г. Статья касается нарушения финансирования избирательной кампании кандидата или избирательного объединения в крупных размерах (более 10% от «потолка» избирательного фонда, но не менее 1 млн. руб.). Диапазон наказаний за эти деяния, которые раньше считались административными правонарушениями, довольно широк: от штрафа в 100 тыс. руб. до лишения свободы сроком на два года.

Переквалификация нарушений правил финансирования избирательной кампании в уголовное преступление означает, что эти деяния рассматриваются как представляющие серьезную общественную опасность. Однако при этом такие не менее опасные действия, как использование преимуществ должностного или служебного положения в целях избрания, остаются административными правонарушениями с максимальным наказанием в виде штрафа в 50 минимальных размеров оплаты труда. Административным правонарушением считается и сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, а незаконное изготовление открепительных удостоверений и сокрытие остатков тиражей открепительных удостоверений вообще не считаются правонарушениями!

Нарушение избирательных прав граждан

Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так гласит статья 1 Конституции РФ.

Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.

Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.

В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.
  • Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

    Голосование в стране осуществляется тайным способом.

    Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.

    Действующая нормативная база

    Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы избирательного права граждан, довольно обширна. Следует выделить те законодательные акты, которые играют особо важную роль в праве выбора.

    К ним относятся:

    • Конституция РФ;
    • ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
    • КоАП РФ;
    • УК РФ.

    Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

    Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.

    ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.

    Виды нарушения избирательных прав граждан

    Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.

    Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:

  • Создание препятствий различными способами к осуществлению гражданами своих законных прав на участие в выборах в качестве кандидата или голосующего.
  • Использование должностных или служебных преимуществ в целях избрания.
  • Подделка подписей кандидатов, участвующих в выборах;
  • Принуждение граждан к голосованию вообще или за конкретного кандидата;
  • Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах;
  • Нарушение работы СМИ;
  • Нарушение работы избирательной комиссии или наблюдателей;
  • Нарушение правил предвыборной агитации.
  • Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.

    Читать еще:  Как подать в суд по долговой расписке

    Административные нарушения избирательного права

    Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.

    Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.

    К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.

    По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:

  • Осуществлением деятельности избирательных комиссий;
  • Нарушением индивидуальных прав субъектов избирательного права;
  • Финансированием избирательной кампании;
  • Правом на получение информации о кандидатах;
  • Нарушением правил предвыборной агитации;
  • Нарушениями в результатах выборов и референдума.
  • Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:

    1. Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
    2. Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
    3. Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
    4. Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
    5. Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
    6. Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.

    За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа, который значительно отличается для различных категорий нарушителей.

    За незначительные нарушения, к примеру, нарушение правил агитации или представления сведений, физическому лицу грозит малозначительный штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. За подкуп же на выборах гражданам грозит более серьезная санкция – до 25 тысяч рублей.

    Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ

    В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

    Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:

    • Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
    • Нарушение тайны голосования;
    • Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
    • Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.

    В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:

    • Штраф до 80 тысяч рублей;
    • Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
    • Обязательные работы до 360 часов;
    • Исправительные работы до года.

    В ч. 2 ст. 141 УК РФ прописаны квалифицирующие признаки, наличие которых в преступлении влияет на применимую меру наказания. Отягчающими обстоятельствами признаются:

    • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
    • Совершение ОПГ;
    • Использование своего служебного положения;
    • Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.

    При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.

    В особую категорию в статье выделены нарушения, которые связаны с требованиями в вопросах регистрации кандидатов, подсчета голосов или вмешательства в работу государственной автоматизированной системы выборы. Эти действия, совершенные с использованием своего служебного положения, влекут до 4 лет лишения свободы.

    Объектом данного преступления является избирательные права граждан, которые гарантированы Конституцией РФ. Для квалификации решающее значение имеет, чтобы совершенные виновным лицом действия затрудняли работу избирательной комиссии или вовсе делали выборы невозможными.

    Судебная практика на 2020 год

    Преступления по ст. 141 УК РФ или по КоАП РФ о нарушении избирательных прав встречаются редко. Они фиксируются, как правило, при проведении выборов в депутаты, региональное законодательное собрание или органы местного самоуправления.

    Примерами подобных нарушений могут послужить следующие дела. В день выбора депутатов в государственное собрание Республики Марий Эл учащимся колледжа был совершен подкуп избирателей. Виновное лицо предлагало 11 избирателям вынести незаполненные бюллетени. В результате этого действия он был осужден на 1 год лишения свободы условно с избирательным сроком.

    Кроме применения ст. 141 УК РФ на выборах совершаются и преступления по ст. 142 УК РФ. Касаются они фальсификации подписей или вброса бюллетеней. Так, в Тамбовской области были привлечены к ответственности три руководителя избирательных комиссий за фальсификацию списков кандидатов, их подписей. Виновникам судом было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно.

    Когда подкуп совмещен с вымогательством в деле также инкриминируется ст. 222 УК РФ, а когда с мошенничеством – ст. 159 УК РФ.

    Количество же административных правонарушений в разы превышает уголовные проступки. Наверно практически на каждых выборах присутствуют незначительные нарушения, которые караются штрафными санкциями.

    Избирательные права граждан строго охраняются в демократическом государстве. Выборы, однако, до сих пор являются одной из тех областей, где по-прежнему процветают различного рода нарушения.

    Даже несмотря на то, что на выборах присутствуют международные наблюдатели, мелкие нарушения порядка их проведения все же присутствуют.

    Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан

    Аннотация. Статья посвящена проблемам административной ответственности в сфере нарушения избирательных прав граждан РФ. Раскрываются виды нарушений и вопросы ответственности лиц, совершивших подобные правонарушения.

    Провозглашая себя демократическим и правовым государством в ст. 1 Конституции, Российская Федерация наделяет своих граждан довольно широким спектром прав и свобод во многих сферах жизни. И одним из немалозначимых таких прав, на наш взгляд, является право участвовать в управлении делами государства. Указанное право граждане РФ могут реализовывать через право голоса: выбирая кандидатов в государственные или муниципальные органы власти, либо самостоятельно выдвигаться на роль таких кандидатов – как единолично, так и от какой-либо партии. Когда кто-то пытается всячески воспрепятствовать гражданину в реализации своего избирательного права – как активного, так и пассивного, то такие действия расцениваются как противоправные. Законом за подобные деяния предусмотрены различные виды правовой ответственности – от административной до уголовной, в зависимости от степени тяжести (т.е. того, насколько опасными стали последствия такого нарушения). Но в данной статье речь пойдет именно об административных нарушениях.

    Итак, для того, чтобы разобраться, в чем выражается нарушение избирательных прав граждан, и кем конкретно они могут быть нарушены, необходимо вначале определиться, что же охватывает понятие «избирательное право». Данный вид права состоит довольно из большого числа частных прав и свобод, таких, например, как:
    1) избирать и быть избранным;
    2) участвовать в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
    3) проводить предвыборную агитацию;
    4) финансировать избирательную кампанию или отдельного кандидата;
    5) знакомиться со списком избирателей и т.д.

    В статье рассматриваются именно административные правонарушения в области избирательных прав, поскольку их значительную часть составляют административные проступки. Все виды правонарушений в избирательном праве закреплены в КоАП РФ (глава 5: ст. 5.1 – ст. 5.25). [2]

    Будучи одним из видов юридической ответственности, административная ответственность за нарушения избирательного законодательства имеет следующие признаки:
    — регулирование такой ответственности происходит согласно нормам КоАП РФ;
    — административная ответственность за нарушение избирательных прав широко применяется в судебной практике;
    — среди видов наказания выделяют административный штраф и конфискацию;
    — в качестве субъектов такой ответственности выступают граждане, юридические, физические лица, должностные лица, специальные субъекты (речь идет о кандидатах, лицах, избранных депутатами, выборных должностных лицах, избирательных объединениях, членах избирательной комиссии) [4].

    Читать еще:  Какие решения суда подлежат немедленному исполнению

    Действующий КоАП РФ насчитывает 34 статьи, в которых содержится 46 составов административных правонарушений, которые непосредственно относятся к выборам и референдумам [1]. Важно понимать, что административная ответственность за отдельные правонарушения, объединенные с выборами, референдумом, наступает в случае, если в поступках правонарушителя не заключаются признаки состава преступления.

    В числе административных нарушений находятся те, которые связаны с организацией и проведением выборов, а также работой избирательных участков. Но здесь существует одна особенность: такие нарушения не затрагивают конституционных прав избирателей.

    В качестве примеров нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ можно назвать такие противоправные действия, как:
    — своевременное непредставление или непредставление вообще, равно как и предоставление ложных сведений, в которых отражены источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд (ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ);
    — нарушение условий проведения предвыборной агитации (ст. 5.8 КоАП РФ); [5]
    — нарушение условий рекламы деятельности кандидатов и др.

    Что касается мер ответственности, предусмотренных законодательством за такие нарушения, то здесь действует наказание в виде административного штрафа, однако его размер может значительно варьировать, в зависимости от субъекта нарушения, а также тяжести общественно опасных последствий (от 1 до 25 тысяч рублей).

    Но на практике существует весьма серьезные пробелы в правоприменении, что делает множество норм КоАП в рассматриваемой сфере неэффективными. Дело в том, что по факту каждого совершенного правонарушения административного характера должен быть обязательно составлен протокол об административном правонарушении. Зачастую мы наблюдаем довольно низкую квалификацию членов избирательных комиссий, которые попросту не могут, либо не желают составлять такой протокол. Конечно же, причины могут быть необязательно в отсутствии специальных знаний, но также и в том, что на них возлагаются еще и иные общественные обязанности, а также нежелание ввязываться в политический процесс. Если какое-либо нарушение будет отражено в протоколе, то это уже будет доказывать определенные факты: например, если в день голосования кто-либо будет неправомерно исключен из списка избирателей, то это сразу же станет явным недостатком системы, действующей при составлении перечня избирателей. Как сами избиратели могут проверить точность и правильность составления данного списка, так и участковым избирательным комиссиям предоставляется дополнительное время для проработки списка на предмет наличия в нем неточностей.

    Также важно отметить и то, что значительную часть административных нарушений избирательного законодательства допускают средства массовой информации, и не в самый разгар выборов, а именно тогда, когда проводится предвыборная агитация. На данной стадии как раз становится возможным такое нарушение, как подкуп избирателей, что может повлиять на результаты голосования, но также и сам голос избирателя будет уже не свободным.

    Понятие подкупа избирателей в виде правонарушения административного характера сложно отграничить от подобного преступного деяния, ответственность за которое уже наступает по нормам УК РФ. Так, скажем, если факты подкупа были единичны, то на результаты, например, референдума, они влияния отказать не могут, и потому будут расценены как административное правонарушение (т.е. сам факт подкупа, а не его последствия). Но вот если подкуп осуществлялся в отношении довольно широкого круга лиц, обладающих избирательным правом, то в данном случае нарушитель понесет уголовную ответственность – т.е. его деяние будет признано преступным, так как здесь ответственность наступает и за сам факт содеянного, и за общественно опасные последствия (поскольку в данном случае подкуп участников референдума может оказать существенное влияние на результаты выборов).

    Одной из острейших проблем в плане нарушений избирательного права на сегодня остается вопрос пожертвований в избирательные фонды в КоАП РФ, и в УК РФ предусмотрена ответственность за подобное деяние, и также сам факт ответственности за него: субъектом преступления (правонарушения) является не само подставное лицо, а то, которое осуществляет деяние (т.е. объективную сторону), через указанных лиц. Но далеко не всегда удается привлечь к ответственности таких лиц, которые действуют во вред общественным интересам, ввиду сложностей в процессе доказывания. Как считают многие эксперты, данный вид нарушений (до наступления самого голосования, в предвыборный период), является самым распространенным и, к сожалению, тяжело доказуемым.

    Подведя итог, мы пришли к выводу о том, что отечественная законодательная и правоприменительная практика в вопросах обеспечения избирательных прав граждан нуждается в постоянном совершенствовании и обновлении. Одним из важнейших аспектов, на который стоит обратить внимание, является неукоснительное соблюдение принципа законности: это позволит обеспечить надлежащую среду для обеспечения демократии и формирования правового государства. Высокая актуальность проблем в обеспечении защиты избирательных прав граждан обусловлена регулярными нарушениями законодательства в данной области. Подобные нарушения негативно сказываются на формировании общественных отношений, основанных на естественной демократии. Отметим, что проблемы нарушения избирательных прав привлекают весьма активное внимание СМИ, вызывая широкий общественный резонанс. Полагаем, что для эффективного предупреждения данных противоправных деяний следует поддерживать на должном уровне надзор со стороны органов прокуратуры, так как это будет способствовать правовой защищенности граждан.

    Список литературы
    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398.
    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 1.
    3. Акчурин В.Р. О новеллах процедуры судебной защиты избирательных прав граждан // Евразийский Союз Ученых. — 2015. — № 6. — С. 17 — 22.
    4. Байдина О.Ю. Взаимодействие прокуратуры и избирательных комиссий // Законность. — 2015. — № 2. — С. 16 — 19.
    5. Голубкова Н.И. Избирательные споры: причины возникновения и роль институтов гражданского общества в их урегулировании и предотвращении // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 6. — С. 18 — 21.
    6. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Особенности административной ответственности за нарушение избирательных прав (сравнительно-правовое исследование) // Административное право и процесс. — 2014. — № 8. — С. 62 — 64.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты 220 Вольт
    Adblock
    detector