4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преступления против избирательных прав граждан

Преступления против избирательных прав граждан

В качестве обязательного признака объекта рассматриваемого состава преступления является его предмет, который составляют денежные средства или материальные ценности.

Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1 и ч. 2 выражается в активной форме поведения в виде выполнения любого из указанных в статье альтернативных действий.

Состав преступления формальный, преступление окончено с момента оказания или использования указанной финансовой (материальной) поддержки.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что оказывает незаконную финансовую (материальную) помощь в крупных суммах, использует при этом соответствующий способ (ч. 1) или использует, расходует ее (ч. 2) и желает выполнить эти действия.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 — общий — 16 лет. ч. 2 — специальный: кандидат, его уполномоченный представитель и др.

Ст. 142 УК РФ — фальсификация избирательных документов, документов референдума.

Объект преступления — установленный порядок проведения выборов или референдума организаторами или функционерами комиссии по проведению референдума или выборов либо членами инициативных групп. Предметом преступления являются избирательные документы, документы референдума, подписные листы, списки кандидатов, избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме. С объективной стороны преступление состоит в выполнении указанных в статье действий.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла (при формальном составе) и прямым или косвенным умыслом (при материальном составе). Виновный осознает, что совершает одно из действий, предусмотренного статьей и желает его выполнить. Виновный осознает также способ совершения преступления и имеет желание выполнить его именно таким способом. В материальном составе виновный должен предвидеть наступление общественно опасных последствий и желать или сознательно допускать их наступление.

Субъект преступления в ч. 1 — специальный, в ч. 2 и ч. 3 — общий, 16 лет.

Ст. 142.1 УК РФ — фальсификация итогов голосования.

Основным объектом выступает гарантированное Конституцией РФ свободное и равное осуществление избирательного права, право на участие в референдуме. В качестве факультативного объекта может быть нормальная деятельность избирательной комиссии или комиссии референдума, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

В структуру состава преступления включен предмет преступления, который могут составлять бюллетени, списки избирателей, списки участников референдума, протоколы об итогах референдума.

Объективная сторона преступления выражается в активной форме поведения и предусматривает выполнение альтернативных действий:

  • — ч. 2. ст. 142.1 — подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
  • — ч. 3. ст. 142.1 — незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента выполнения любого из действий, образующих объективную сторону преступления. уголовный закон преступление

Субъектная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает хотя бы одно из указанных деяний, и желает его совершить.

Субъект преступления специальный — член избирательной комиссии, комиссия референдума, уполномоченный представитель избирательного объединения, группы избирателей, инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к Ст. 141 УК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В этой связи уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Объективная сторона основного состава преступления выражается в виде совершения следующих альтернативных действий: 1) воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; 2) нарушения тайны голосования; 3) воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Читать еще:  Как забрать решение суда по гражданскому делу

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например, не допуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов, может состоять в непредоставлении комиссии помещений, притеснении членов избирательных комиссий на основном месте работы. Воспрепятствование может также выражаться и в необоснованном отказе в регистрации кандидата либо снятии его с регистрации и т.п. Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи. Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссий.

Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, и иных действиях.

3. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения указанных в законе действий.

4. Квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает в качестве обязательного объективного признака способы его совершения — 1) подкуп, 2) обман, 3) принуждение, 4) применение насилия, 5) угроза применения насилия.

Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод.

Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей.

Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие — физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким. Угроза насилием — психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

5. Объективными признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, являются: 1) вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства — требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума); 2) неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.

Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (в ред. от 11.07.2011) . Достижение цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума — не является обязательным и находится за рамками состава преступления.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6247; 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 29. Ст. 4291.

6. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. В ч. 3 комментируемой статьи в качестве обязательного субъективного признака указана цель деяния — повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.

9. В основном составе субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет; в квалифицированном — специальный — лицо, использующее для совершения преступления свое должностное или служебное положение.

Понятие должностного лица раскрыто в п. 1 примеч. к ст. 285 УК. Об использовании служебного положения см. коммент. к ст. 136.

10. Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотрена также и нормами гл. 5 КоАП. Разграничение между преступлением и иными правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных в каждой конкретной ситуации последствий.

§ 3. Преступления против избирательных и иных политических прав граждан

Основным непосредственным объектом преступлений данной группы следует считать общественные отношения по охране политических прав граждан. Отношения по охране избирательных прав как части прав политических определяются в качестве непосредственного объекта в преступлениях, ответственность за которые предусмотрена ст.

СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

3.1. Право избирать и быть избранным относится к конституционным правам граждан, гарантированным ст. 32 Конституции РФ. Средством реализации этого права выступает избирательное законодательство РФ, включающее Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», 168 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», 169 федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ», 170 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» 171 и другие нормативные правовые акты федерального уровня.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ, устанавливаются федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Законодательство постоянно совершенствуется на основании мониторинга правоприменительной практики, обобщаемой Центральной избирательной комиссией РФ, которая два раза в год по результатам проведения единых дней голосования публикует на своем официальном сайте так называемую «Зеленую книгу» (официальное название — «Сведения о заявленных нарушениях избирательного законодательства в ходе избирательных кампаний в единый день голосования»). Благодаря последовательному накоплению и систематизации нарушений избирательных прав стало возможным обобщение практики в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2020 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». 172

Следует обратить внимание на то, что очевидная перегруженность диспозиций статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на избирательные права граждан, является дефектом этих норм. Вероятно, уточнение смысла специальных терминов избирательного законодательства, способствующих установлению признаков преступлений, могло быть сформулировано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, посвященном вопросам квалификации преступлений, посягающих на избирательные права граждан, а нормы УК РФ должны содержать общие признаки. Громоздкость диспозиций статей не только усложняет правоприменение, но и нарушает правила законодательной техники, не способствует правильному пониманию воли законодателя.

Читать еще:  Сколько можно ходить без регистрации гражданам россии

Объективная сторона деяния, ответственность за которое установлена ст. 141 УК «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», характеризуется посягательством на избирательные права путем: воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; нарушения тайны голосования; воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума; воспрепятствования деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Признаками, предусмотренными ч. 2 ст. 141 УК, являются подкуп, обман, принуждение, применение насилия и угроза его применения, а также совершение деяний, указанных в ч. 1 этой статьи, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

Учитывая бланкетность диспозиции, при определении признаков преступления [99] [100] [101] [102] [103]

необходимо обращаться к соответствующим нормам избирательного законодательства.

Одна из форм воспрепятствования реализации гарантированных Конституцией РФ избирательных прав граждан — нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Признаки этого деяния исчерпывающим образом перечислены в диспозиции ст. 1411 УК, которая, являясь бланкетной, содержит большое количество специальных терминов, присущих избирательному законодательству.

Обязательным является оказание незаконной финансовой поддержки в крупном размере, признаки которого определены в примечании к ст. 1411 УК.

Объективная сторона преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 1411 УК, включает использование в крупных размерах незаконной финансовой поддержки, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах.

Еще одной формой нарушения избирательных прав граждан является фальсификация избирательных документов, документов референдума, ответственность за которую установлена ст. 142 УК.

Особенностью данного преступления является определенный диспозицией в ч. 1 статьи предмет преступления — избирательные документы и документы референдума. К ним, в частности, в соответствии с подп. «и» п. 10 ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ относятся списки избирателей, участников референдума, другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума. Предметом преступления, ответственность за которое установлена ч. 2 указанной статьи, является подписной лист.

Объективная сторона преступления выражается в действиях в виде фальсификации избирательных документов и документов референдума.

Под фальсификацией обычно понимается неправомерное внесение в документы изменений различными способами: дополнением заведомо ложными сведениями, изменением сведений, удалением сведений из документов.

По ч. 2 ст. 142 УК ответственность наступает за подделку подписей избирателей или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Ответственность по ч. 3 ст. 142 УК предусмотрена за незаконное изготовление, хранение либо перевозку избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений.

Законодатель выделил в самостоятельный состав ответственность членов избирательных комиссий, комиссий референдума за фальсификацию итогов голосования (ст. 1421 УК).

3.2. К политическим правам граждан помимо избирательных относится предусмотренное ст. 31 Конституции РФ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации этого права устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», 173 в ст. 2 которого закреплены понятия, используемые в бланкетной диспозиции ст. 149 УК, устанавливающей ответственность за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них:

собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

митинг массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проб лемам;

пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Целью этих деяний, которые в законе определяются как публичные мероприятия, являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Объективная сторона преступления может выражаться в виде незаконного воспрепятствования участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании либо в виде принуждения к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетиро вании.

Деяния считаются преступными, если они совершены с применением насилия или с угрозой его применения либо специальным субъектом, должностным лицом с использованием своего служебного положения.

3.3. Все составы преступлений, посягающих на политические права граждан, формальные. Преступление будет считаться оконченным с момента совершения любого из предусмотренных уголовным законом деяний, посягающих на политические права и свободы.

Субъект преступлений против политических прав и свобод человека и гражданина общий — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Специальный субъект предусмотрен в п. «б» ч. 2, ч. 3 ст. 141, ч. 2 ст. 1411, 1421, ч. 1 и 2 ст. 144, 149 УК. В п. «б» ч. 2 и 3 ст. 141, ч. 1 и 2 ст. 144, 149 УК ответственность установлена для должностных или иных лиц, использующих свое служебное положение.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и/или избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, и другие формы деяний, предусмотренные ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Читать еще:  Кто такой помощник судьи

Субъект преступления по ч. 2 ст. 1411 УК — кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

По ч. 1 ст. 142 УК субъектами преступления могут быть: член избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченный представитель группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидат или уполномоченный им представитель.

С субъективной стороны преступления, посягающие на политические права и свободы, характеризуются прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает избирательные или иные политические права гражданина, гарантированные Конституцией РФ, и желает этого.

Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарии к ст. 141 УК РФ

1. Статьей 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательные права граждан и порядок работы избирательных комиссий определяются федеральными законами.

2. Объективная сторона преступления включает действия, которыми нарушаются избирательные права граждан и работа избирательных комиссий:

а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и прав на участие в референдуме (невключение, отказ от включения лица в список избирателей, отказ избирателю в ознакомлении со списками избирателей, препятствование выдвижению кандидата, предвыборной агитации, наблюдению за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов), а также воспрепятствование совершению других избирательных действий в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах;

б) нарушение тайны голосования (вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц во время нахождения там избирателя или лица, участвующего в референдуме, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования);

в) воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (действия, лишающие или ограничивающие возможности комиссий осуществлять деятельность в рамках предоставленных полномочий).

Преступление может быть совершено и путем бездействия, т.е. неисполнения органами, учреждениями, их должностными лицами, а также организациями возложенных на них федеральным законодательством обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлении их полномочий.

3. Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента совершения указанных в законе действий (бездействия).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Содержание мотива и цели нарушения избирательных прав граждан не влияет на квалификацию преступления. Деяния, предусмотренные ст. 141 УК, совершенные по мотивам дискриминации, должны квалифицироваться по ст. ст. 141 и 136 УК.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 141) являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

О признаках подкупа см. коммент. к ст. 309.

Обман — введение в заблуждение, предоставление ложной информации о кандидатах, порядке и сроках проведения предвыборной кампании и выборов, а также предоставление избирателю ложной информации при осуществлении им своих избирательных прав. Под обманом понимается и намеренное сокрытие информации, обеспечивающей гласность выборов и референдума, а также полную осведомленность их участников.

О признаках принуждения см. коммент. к ст. 302.

Насилие — побои, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также совершение других насильственных действий, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей и осуществлению избирательными комиссиями и комиссиями по проведению референдума их полномочий.

Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. 201 и 285 УК.

Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.

7. В ч. 3 ст. 141 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ. Способы вмешательства, а также вопросы, вмешательство в решение которых с использованием должностного или служебного положения является наказуемым по ст. 141, подробно указаны в законе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector