1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внесудебное урегулирование споров

Внесудебное урегулирование споров

Ключевые слова: РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА; НОТАРИУС; МЕДИАЦИЯ; ТРЕТЕЙСКИЙ СУД; SETTLEMENT OF DISPUTES; ADMINISTRATIVE PROCEDURE; NOTARY; MEDIATION; ARBITRATION COURT.

Одной из категорий процессуального права являются формы защиты права. Форма защиты права — определяемая законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением [5, с. 27]. Условно все формы защиты права можно подразделить на 2 группы: внесудебная и судебная группы форм (исходя из положений ст. ст. 11, 12 ГК РФ). Итак, охарактеризуем некоторые урегулированные законодательно внесудебные формы разрешения споров и проведем их сравнительную характеристику.

Для начала рассмотрим административный порядок защиты гражданских прав. Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ, защита гражданских прав в порядке обращения к административной процедуре осуществляется в случаях, предусмотренных законом (например, признание патента недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 1398 ГК РФ может осуществляться путем подачи возражения/заявления в соответствующий исполнительный орган государственной власти). В некоторых случаях административная процедура является обязательной до обращения к судебной защите гражданских прав, в частности, по некоторым земельным спорам. Административная процедура осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти Российской Федерации или её субъекта. Исследователи относят административный порядок защиты гражданских прав в РФ к испанской модели, при котором «реализация административного порядка защиты осуществляется органами, входящими в систему исполнительной власти и не образующими иерархически выстроенную структуру административной юстиции». [6, с. 23] В связи с этим выдвигаются предложения о создании специального административного органа, уполномоченного рассматривать гражданские дела во внесудебном порядке или принятия ряда правовых актов, регламентирующих данную деятельность [6, с. 26]. Был даже предложен проект Федерального закона «Об административных процедурах» (проект № 64090-3), однако уже долгое время он так и остается непринятым.

Административная процедура, как правило, имеет преимущество перед судебной в том, что занимает более короткие сроки. Порядок действий внутри административной процедуры может фиксироваться отдельными решениями исполнительных органов или же не иметь принятых промежуточных решений. Завершается административная процедура принятием административного акта (решения, постановления) уполномоченным органом государственной власти. Административный акт может быть обжалован в вышестоящий орган исполнительной власти. Здесь можно отметить преимущества административной процедуры перед судебной: это оперативность рассмотрения жалобы, бесплатный характер, а также то, что вышестоящая инстанция не может оставить жалобу без рассмотрения. Стоит также отметить, что разрешение гражданского дела в административном порядке не препятствует последующему обращению за защитой в государственные судебные органы.

Следующим внесудебным способом разрешения споров рассмотрим претензионный порядок. В самом широком смысле претензионный порядок способствует реализации задач осуществления правосудия (особенно это касается арбитражного процесса, как-то: развитие партнерских деловых отношений, п. 6 ст. 2 АПК РФ). Он имеет некоторое сходство с административной процедурой: обязательность прохождения претензионной процедуры может быть установлена в законе (так, например, это необходимо при досрочном расторжении договора аренды – ст. 619 ГК РФ), а также стороны прибегают к нему, как правило, до начала судебных процедур. Здесь же кроется и отличие от административной процедуры: стороны могут установить обязательность претензионного порядка, даже если он не предусмотрен нормативными правовыми актами (как мы помним, административная процедура возможна только при наличии соответствующего положения закона). Также претензию вольна направить одна из сторон даже при отсутствии такого соглашения. К сожалению, в настоящее время не существует какого-либо правового акта, который имел бы предметом регулирования претензионный порядок, порядок подачи претензии, её форму, сроки и другие связанные с претензионным порядком моменты. Однако, исходя из общих положений процессуального законодательства, мы можем делать определенные выводы. Претензия должна иметь письменную форму, «документарность». [7, с.1] В отношении же выражения письменной формы (должно ли это быть рукописное письмо или следует использовать машинописный вариант написания претензии) ничего определенного сказать нельзя. На претензии следует указать дату предъявления (необходимо для исчисления сроков); претензия должна быть заверена подписью уполномоченного лица или самой стороной возникшего спора. Претензию следует направлять заказным письмом с уведомлением или вручить лично представителю другой стороны, уполномоченному получать корреспонденцию (следует подготовить второй вариант претензии как доказательства её подачи). Требования, предъявляемые в претензии, должны быть основаны на договоре или указаны в законе. Срок рассмотрения претензии также может быть предусмотрен в законе или же следовать из соглашения сторон. В остальном же, как представляется, действует требование «разумного срока» рассмотрения претензии. Толкуя положения ст.452 ГК можно сказать об общем сроке рассмотрения претензии – 30 дней. В указанные нами сроки вторая сторона вправе дать ответ на претензию: удовлетворить требования, отказать в удовлетворении или же не давать ответа вовсе. Как непризнание, так и признание, но неисполнение условий претензии не исключает возможность обращения стороны в судебные органы, например, с требованием о выдаче судебного приказа. Возможно, стороны спорного правоотношения могут обращаться к Положению о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденному Постановлением ВС РФ от 24 июня 1992 г. № 3116-1. Формулировки данного положения можно включить в договор, тем более, что они во многом корреспондируют с действующим законодательством и теоретическими взглядами.

Ещё одним способом внесудебного разрешения спора является обращение к нотариусу. Нотариус – это должностное лицо, которое уполномочено совершать юридически значимые действия от имени государства. Нотариусы в своей деятельности в самом широком смысле можно отнести к правоохранительным субъектам: путём совершения нотариальных действий охраняются права и интересы граждан и юридических лиц. Однако не вся нотариальная деятельность может быть отнесена к процедурам внесудебного разрешения споров. Наверное, самым ярким примером внесудебной деятельности нотариуса по разрешению спора можно назвать совершение исполнительной надписи о взыскании задолженности или истребовании имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество ((глава XVI, XVI1) Основ законодательства о нотариате). Однако здесь следует обратить внимание на то, что нотариус не может разрешать спор о праве, но способствует реализации бесспорных требований (можно провести аналогию с судебным приказом). Исполнительная надпись представляет собой исполнительный документ, к содержанию которого предъявлены определенные требования (ст. 92 Основ законодательства о нотариате). Должник уведомляется нотариусом о совершении исполнительной надписи. Исполнительная надпись может быть предъявлена к исполнению в течение трех лет, если взыскателем является гражданин; одного года – при взыскании долга предприятием. Действия нотариуса могут быть обжалованы как должником, так и взыскателем в судебном порядке путем подачи жалобы в форме заявления в районный суд по месту нахождения нотариуса (ст. 49 Основ, ст.ст. 310 – 312 ГПК РФ). Возникший спор о праве решается в порядке искового производства. Как отмечают исследователи, в настоящий момент деятельность нотариуса как органа внесудебного разрешения споров довольно ограничена, учитывая в том числе и опыт зарубежных государств. В связи с этим имеются предложения о развитии компетентности нотариуса в разрешении споров в качестве медиатора, в частности, о дополнительной профессиональной подготовке нотариусов, включение специальных правовых ном в Основы законодательства о нотариате, улучшение организационно-технического обеспечения и др. [8, с. 24]

Выше мы упомянули медиатора как лицо, способное осуществлять защиту прав заинтересованных лиц во внесудебном порядке. Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиатором является независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Для начала действия процедуры медиации, в отличие от всех вышеупомянутых внесудебных процедур, необходимо согласие на это обеих сторон спорного правоотношения. Таким образом, в медиативной процедуре должны в обязательном порядке: обе стороны правоотношения, а также медиатор, который не может быть представителем какой-либо стороны или оказывать одной из сторон какую-либо помощь юридического, консультационного и иного характера. Кроме того, возможно наличие четвертого участника – собственно, суда, имеющего в производстве дело, по которому проходит медиативная процедура. Воля сторон может закрепляться в соглашении о применении процедуры медиации или быть оговорена в договоре. Кроме того, стороны могут обратиться к процедуре медиации и во время судебной процедуры. К соглашению о проведении процедуры медиации предъявляются определенные требования (ст. 8 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования…»). Также законодательно ограничен срок проведения процедуры медиации – 60 дней по общему правилу, с возможностью продления до 180 дней при условии, что процедура медиации начата до обращения в суд. При прохождении процедуры после начала судебной процедуры в государственном суде или третейском суде срок проведения медиации – 60 дней. По достижении согласия стороны заключают медиативное соглашение, знаменуя окончание процедуры медиации. Также процедура урегулирования спора может быть прекращена по иным основаниям, предусмотренным в законе (ст. 14 ФЗ «Об альтернативной процедуре…). Медиативное соглашение заключается в письменной форме с указанием определенных в законе условий (ст. 12 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров…»). Даже утвержденное судом медиативное соглашение не является обязательным для исполнения, в связи с чем одна из сторон вправе в последующем обратиться в суд с ходатайством о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его условий. В целом следует сказать о том, что медиативная процедура является довольно новой для отечественного законодательства, поэтому в научной литературе до сих пор идут изыскания и выдвигаются предложения о различных аспектах реализации данного института, дальнейших путях его развития (например, Самохвалов Н.А. Концептуальные идеи и модель института медиации в современной России; Аболонин В.О. Судебная медиация: теория, практика, перспективы).

Особым видом разрешения споров во внесудебном порядке является третейское разбирательство, также именуемое арбитражем. Данная процедура урегулирована специальным Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который заменил Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Порядок разбирательства определен указанным нами Федеральным законом. Не углубляясь в процедуру третейского разбирательства, отметим основные моменты, необходимые для сравнительного анализа, проводимого в данной статье. Третейское разбирательство представляет собой процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом, действующим постоянно или образованным для разрешения конкретного спора между сторонами. Возможность проведения третейского разбирательства определяется обеими сторонами гражданского правоотношения: стороны обязаны заключить соответствующее арбитражное соглашение в письменной форме или же сделать так называемую арбитражную оговорку в договоре. Согласие на передачу дела в третейский суд может быть выражено и путем обмена процессуальными документами между сторонами (ч. 4 ст. 7 ФЗ). Стороны имеют определенную свободу в формировании состава суда (ст.11). Срок арбитражного (третейского) разбирательства законодательно не ограничен. Арбитражное разбирательство начинается со дня, когда ответчиком получено исковое заявление. Арбитраж (третейский суд) вправе принимать определенные решения, не касающиеся разрешения существа спора, содержащиеся в выносимых постановлениях. Арбитражное (третейское) разбирательство прекращается вынесением решения арбитража (третейского суда). Также арбитражное (третейское) разбирательство может быть прекращено по основаниям, предусмотренным законом (ст. 36 ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ»). Решение арбитражного (третейского) суда исполняется добровольно, однако государственные арбитражные суды и суды общей юрисдикции на основании заявления могут выдавать исполнительные листы на принудительное исполнение данных решений или же отменить принятое решение. Также государственные суды вправе контролировать и отменять принятие иных решений арбитражем (третейским судом) по заявлению заинтересованной стороны (например, решение о наличии компетенции третейского суда и принятии дела к своему производству). Тем не менее, стороны вправе предусмотреть, что решение арбитражного (третейского) суда является окончательным и обязательным для исполнения.

Читать еще:  Законный состав суда

Кроме рассмотренных нами внесудебных способов урегулирования споров существуют и другие, как нормативно закрепленные (например, мировое соглашение), так и не упоминаемые законодателем (мини-суд и др.). В целом, вряд ли можно перечислить все возможные внесудебные способы рассмотрения споров, можно лишь говорить о частоте их использования субъектами гражданских и иных частных правоотношений. Как можно заметить, формы внесудебного урегулирования могут отличаться между собой довольно значительно по закреплению (или отсутствию такового) в нормативных правовых актах по субъектному составу, волеизъявлению сторон, проводимой процедуре урегулирования при использовании конкретного вида внесудебного урегулирования. Вряд ли можно оспорить вывод о том, что внесудебные способы урегулирования споров должны чаще избираться сторонами, их закрепление и развитие должно поддерживаться государством в том числе. Последствия вышесказанного сложно ограничить несколькими словами: это и формирование обычаев делового оборота, улучшение деловых отношений и этики, снижение нагрузки на суды, более быстрое рассмотрение споров и многое другое.

Досудебный порядок урегулирования спора — порядок процедуры

Нарушения тех или иных гражданских прав не столь уж редкое явление.

Улаживание вопроса без судебного разбирательства широко распространено и практикуется как юридическими лицами, так и гражданами.

Досудебный порядок урегулирования спора предложен законодательством и в целом ряде случаев является обязательным (ГПК стт.131, 132, 135; АПК ст.4 п.5).

Проигнорировав эту относительно мирную ступень разрешения конфликта, участники разбирательства столкнутся с отказом в суде (АПК ст.148 п.1 пп.2; ГПК ст.135 п.1 пп.1).

Не имеет значения, как отнесётся вторая сторона конфликта к выдвинутой претензии. Сам факт, что попытка была предпринята, позволяет рассчитывать на благосклонность судей и увеличивает шанс на удовлетворение иска.

Виды досудебного урегулирования споров

Таким образом, процедура досудебного урегулирование спора в гражданском процессе может носить характер:

  • принудительный (он же узаконенный);
  • добровольный.

Учитывая вероятные пути урегулирования конфликта, закреплённые правовыми актами и/или положениями договора, можно выделить:

  • претензионное урегулирование;
  • договорное урегулирование.

При составлении и подписании исходного договора стороны нередко прописывают вариант(ы) разрешения спорных ситуаций, которые возникают в процессе сотрудничества.

Не всегда ситуация спровоцирована умышленными действиями или бездействием партнёра, а потому участники заранее пресекают развитие конфликта уведомлениями, перепиской и за столом переговоров. Подобный пункт договора указывает на добросовестность и прозорливость партнёров, намеренных не доводить дело до разборок в зале судебных заседаний.

С уведомления/предупреждения партнёра о произошедших нарушениях и ущемлении прав должен начинаться процесс исправления-примирения.

По факту игнорирования предупредительного послания «обиженная сторона» осуществляет действия, предписанные законом.

Документы в подтверждение предпринятой попытки урегулировать вопрос без вмешательства суда должны быть приложены к исковому заявлению (ГПК стт.131, 132; АПК стт.125, 126). В противном случае иску не будет дан ход или же рассмотрение не состоится.

Специальными федеральными законами, профессиональными уставами и кодексами устанавливаются сроки и последовательность внесудебного улаживания отношений, не допуская переноса дела в зал заседаний (ГК стт. 797, 621, 684, 716, 452, 284-286; НК ст.104; ВК стт.124-126; УЖДТ ст.120; Постановление Пленума ВАС №30 2005/06/10; Закон о связи ст.55; Приказ МПС №42 2003/18/06; Письмо ВАС №С5-7/УЗ-886 2003/05/08).

Что такое досудебная претензия и как она составляется?

Рассмотрим, что такое досудебный претензионный порядок урегулирования споров.

Претензия, или требование, является основным пунктом порядка досудебного урегулирования возникшего спора.

Претензия составляется письменно пострадавшей стороной и выражает требование принять меры к устранению выявленных нарушений.

Претензионное разрешение вопроса предполагает ряд шагов, включая компенсационные выплаты, которые должны восстановить справедливость, покрыть ущерб и устроить обе стороны конфликта. Досудебные меры претензионного или иного порядка считают успешными, если удалось достичь соглашения без судебного вмешательства.

Претензия не имеет стандартной формы, но обязательно должна содержать:

  • наименование адресата – в шапке (если претензия предъявляется юрлицу, то адресатом выступает руководитель организации);
  • ФИО и контактные данные обратившегося;
  • суть претензии с указанием случившихся последствий невыполнения обязательств виновной стороной;
  • требования ущемлённого лица с ссылкой на статьи законодательства и/или пункты договора;
  • предложения по урегулированию конфликта;
  • сумма компенсации с приведением расчётов;
  • список документов в подтверждение обоснованности и объективности выдвигаемых требований;
  • число и роспись с расшифровкой.

Претензию формируют в двух экземплярах, один из которых отсылается заказным отправлением с уведомлением о вручении, а второй сохраняется в доказательство предпринятых мер при подаче заявления в суд.

Время реакции на претензию определено целым рядом федеральных законов (АПК, КАС, НК, ГК, ФЗ №№212, 311, 129, 40, 18, 259, 87, 176 и др., ЖК и СК) и разнится от 5 дней (услуги связи и ОСАГО) до 1 месяца. По умолчанию ожидание ответа лимитировано 1 месяцем. При отсутствии положительной динамики в течение 30 дней имеются все основания для обращения в суд (ФЗ №47; АПК ст.4).

Указание срока в письменном требовании должно базироваться на разумном расчёте количества дней к исполнению (к примеру, адресат, как минимум, должен получить послание, что напрямую зависит от «скорострельности» Почты России).

Когда возможно досудебное урегулирование споров?

Даже законодательная обязательность (ФЗ №47 редакция 2016/23/06) досудебного урегулирования конфликта не является гарантом успеха проводимых процедур: выход дела на претензионный этап, как правило, сопровождается всплеском эмоций с вытекающими последствиями.

Это приводит к тому, что одна из сторон категорически не желает мирного урегулирования (30 дней отводит закон на возобладание здравого смысла).

Нередко для достижения соглашения требуется вмешательство адвоката(ов), благодаря чему удается сохранить мир между сторонами, услышать речи и оправдания и избежать судебных разборок.

Споры поддаются урегулированию без вмешательства суда, если стороны сознательно включили подобный пункт в тело исходного договора о сотрудничестве. Более того, обычно договорная процедура урегулирования конфликта предусматривает определённый регламент внесудебного улаживания проблем, восстановления прав и обязанностей, что приводит к обоюдному удовлетворению.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Преимущества процедуры

Урегулирование конфликтной ситуации без стороннего судебного вмешательства имеет несомненные преимущества:

  1. Относительное быстрое разрешение вопроса. Исходя из того, что ожидаемая ответная реакция на выставленную претензию ограничена 30 днями, а судебные разборки могут длиться годами, преимущество цивилизованного урегулирования не обсуждается.
  2. Процесс экономически выгоден обеим сторонам. Траты, связанные с подачей заявления в судебную инстанцию (пошлина, копирование бумаг, юридические услуги и пр.), исключаются за ненадобностью.
  3. Отсутствие нервной и ответственной работы по составлению иска. Малейшее отклонение от требований или упущение деталей в исковом заявлении приведёт к тому, что ему не будет дан ход. Использование же профессиональной помощи приведёт к дополнительным издержкам.
  4. Досудебное урегулирование позволяет «сохранить лицо» сторонам спора, убедиться в порядочности и профессионализме друг друга и рассматривать возможность продолжения деловых отношений. Досудебное улаживание спора приводит к соглашению, устраивающему обе стороны.

Какие этапы включает урегулирование споров в досудебном порядке?

На основе анализа ситуации и по факту нарушения прав пострадавшая сторона уведомляет о происшедшем партнёра (если имеется договор с включенным в него пунктом урегулирования конфликта) или сразу направляет претензию с изложением сути дела и выставленными требованиями. В некоторых случаях не лишним будет отправить копии претензии по всем адресам, которые известны.

Возможно предложение альтернативных вариантов разрешения конфликта.

При отрицательном решении указывают мотивы отказа со ссылкой на статьи закона, а также доказательства обоснованности отказа.

Конкретные документы прилагаются как к претензии, так и к ответному письму. Оба письма подлежат заказной уведомительной пересылке почтой.

В случае частичного признания претензий сторонам спора предстоит встреча за столом переговоров, если переписка не приносит удовлетворения либо ведёт к патовой ситуации.

В случае невозможности достичь соглашения готовится пакет документов для суда.

Досудебное урегулирование спора при любых обстоятельствах окажется правильным шагом – даже если в конкретном деле того не требует законодательство. В случае категорического отказа контрагента или его нежелания мирного урегулировать вопрос суду будут представлены неоспоримые доказательства предпринятых истцом попыток разрешения спорной ситуации.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Читать еще:  Коллекторы подали в суд

Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе: виды, нормы и последствия нарушения досудебного порядка

В законе имеется около 30 категорий дел, при рассмотрении которых обязательно соблюдается досудебный порядок урегулирования спора. Преимущественно они имеют экономическую направленность. Раньше решение мирно урегулировать конфликт стороны могли по своему усмотрению. Но с 1 июня 2020 года в АПК РФ были внесены новые нормы, согласно которым процедура стала обязательной. Важно знать, когда требуется направлять претензию до обращения в суд, а также порядок ее составления.

Что считается досудебным порядком?

Перед началом рассмотрения дела в арбитражном процессе предусмотрен досудебный порядок решения спора. В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ гражданин должен подтвердить, что данная мера была принята.

Делается это с целью снизить нагрузку на суды, если решить вопрос можно мирно. И сам истец, и государственные органы экономят время и силы при отсутствии судебного разбирательства.

Порядок досудебного урегулирования отражен в статьях 450-453 ГК РФ. Пострадавшая сторона должна обратиться к нарушителю с определенными требованиями. Они прописываются в досудебной претензии. Исходом является компенсация нанесенного ущерба.

Часто данный вид процедуры применяется при решении вопросов между нарушителем и пострадавшим в ДТП. Граждане могут мирно решить вопрос, так как это предусматривается действующим законодательством об ОСАГО. Выделяют и иные споры материального характера, требующие досудебного разбирательства.

Виды досудебного урегулирования

Досудебный порядок разрешения споров может быть добровольным или обязательным. Выделяют список дел, которые не рассматриваются в суде без данной процедуры. Обычно к ним относят иски о взыскании задолженности по распискам, уплате штрафов, изменении договора или его расторжении. Обращение в суд доступно, если вторая сторона не согласна пойти на уступки или не получила ответа по претензии.

По остальным делам, которые не отражены в законе, досудебный порядок не является обязательным. Но стороны могут самостоятельно пойти на мировую, заключив соответствующее соглашение.

Законодательные нормы

Общие положения применения досудебного урегулирования с потребителем, задолжником или иным лицом отражены в АПК РФ (ч.5 ст. 4). В ней отмечается, что арбитражный процесс не может быть начат, пока должник не получит претензию от кредитора.

Также выделяют другие нормативно-правовые акты, предусматривающие обязательный претензионный досудебный порядок урегулирования спора.

  1. В гражданском процессе на основании ГК РФ (п.2 ст. 452) возможно обращение в суд только при отсутствии ответа по направленной претензии в предусмотренный законом или договором срок.
  2. Обязательно нужно подтвердить, что данный порядок был соблюден (абз. 7 ст. 132 ГПК РФ).
  3. КАС РФ (ч. 3 ст. 4) отмечает, что при рассмотрении административных и иных дел должен быть соблюден досудебный порядок.
  4. Досудебный порядок предусматривает Закон «О защите прав потребителей». В нем отмечается, что гражданин должен обратиться с претензией к поставщику услуг, не подавая сразу иск в суд. Согласно защите прав потребителей продавец должен отреагировать на официальный документ, пойти на мировую и компенсировать убытки. В противном случае готовится исковое заявление.
  5. В Трудовом кодексе отмечается возможность регулирования споров с работодателем самостоятельно. Если сделать это не удалось, в соответствии со статьей 385 собирается комиссия по трудовым спорам.

Для чего необходима претензия?

Досудебный претензионный порядок урегулирования экономических споров и иных дел, отраженных в законе, проводится с несколькими целями.

  1. Достижение единого мнения по спору с удовлетворением требований. Нарушитель может удовлетворить требования пострадавшего. Например, если оно имеет безусловный характер, то должнику по займу проще договориться с кредитором, не тратя деньги на судебное разбирательство. Также можно прервать или возобновить срок исковой давности, если задолжник в ответ на претензию признает наличие долга и направит документальное подтверждение данного факта. В этом случае истец может защититься от возражений должника по договору займа.
  2. Начало просрочки. Если в договоре отсутствует срок исполнения обязательств, зафиксировать просрочку можно с момента направления претензии. В соответствии с пунктом 2 статьи 314 ГК РФ у должника будет 7 дней на исполнение требований кредитора. Если он не выполнит обязательства, можно назначить штраф.
  3. Соблюдение досудебного порядка. Перед обращением в суд важно, чтобы истцом был соблюден мирный порядок решения вопроса. В наличии должны быть доказательства проведения процедуры. Если истцом не был соблюден досудебный порядок, то суд может оставить заявление нерассмотренным.

Когда досудебный порядок обязателен?

Урегулирование определенной категории споров проводится в досудебном порядке по закону. Он является обязательным в рамках части 5 статьи 4 АПК РФ.

В эту группу входят:

  • споры по возврату материальных средств в рамках имеющихся договоров или проведенных сделок;
  • дела с требованием передачи средств, полученных при неосновательном обогащении;
  • ситуации в рамках гражданско-правовых взаимоотношений, по которым досудебный порядок проводится в обязательном порядке;
  • экономические споры административного или публичного характера, по которым досудебный порядок обязателен (например, споры с налоговым органом о привлечении к налоговой ответственности).

Часто претензии направляются с целью расторгнуть договор в судебном порядке. В качестве оснований приводятся только те, которые были заявлены при досудебном урегулировании.

Когда не обязателен данный порядок?

Выделяют споры, по которым досудебное разбирательство не предусмотрено в обязательном порядке. К ним относят дела, разрешить которые не удастся без суда.

В случае подачи иска вернуть его по причине отсутствия досудебной претензии не могут. Верховный Суд РФ отметил, что основания оставления иска без рассмотрения отсутствуют, если при удовлетворении его одна из сторон сможет необоснованно затянуть спор или ущемить права другой.

Претензия не направляется:

  • при установлении факта, который имеет юридическое значение;
  • при процедуре установления банкротства;
  • при рассмотрении корпоративных споров;
  • для защиты прав и интересов группы лиц;
  • при наличии приказного производства;
  • при вынесении решений иностранными судами;
  • при обращении в суд прокурора, государственных и муниципальных органов для решения экономических споров.

Как составить претензию?

Форма претензии не сформулирована ни на уровне АПК РФ, ни разъяснений ВС РФ. В ней нужно указать как можно больше информации с приведением значимых обстоятельств спора.

Претензия оформляется в письменном виде с подписью гражданина, руководителя организации или его заместителя.

В ней нужно обязательно отразить основные пункты.

  1. Обстоятельства, на которых основываются требования. Указывается, в каких правоотношениях состоят стороны, какой объем неисполненных обязательств.
  2. Обстоятельства, к которым привело неисполнение обязательств гражданином.
  3. Требования к должнику. Они будут основой для дальнейшего иска. Если они отсутствуют, то суд может посчитать претензию недостаточной для инициирования рассмотрения дела.
  4. Сумма претензии. Можно не проводить подробный расчет, а просто отметить размер задолженности.

Документ составляется в двух экземплярах. Факт передачи ее должнику фиксируется подписью. Если передача осуществляется по почте, готовится опись вложения и уведомление о вручении.

Как направить претензию?

Направить претензию можно любым способом, так как в законе отсутствуют требования к данному порядку. Можно передать ее:

Когда можно подавать иск?

В законе предусматриваются сроки для ответа на претензию. Они также могут быть прописаны в договоре, заключенном между сторонами. Обычно на ответ отводится 30 дней.

На претензию ответчик должен составить письменный документ. Если он не будет предоставлен в отведенный срок, истец вправе готовить иск. Также основанием для обращения в суд является отрицательный ответ на претензию.

Когда признается согласованный претензионный порядок?

Разногласия между сторонами могут решиться при переговорах или в претензионном порядке, если данное условие отражено в договоре. Но суды не всегда обращают внимание на пункт о переговорах.

Важно, чтобы в договоре обязательно были прописаны:

  • условия направления претензии до обращения в судебные органы;
  • форма составления и порядок передачи претензии;
  • срок рассмотрения претензии, по истечении которого сторона может обратиться в суд.

Последствия нарушения досудебного порядка

Если граждане игнорируют досудебный порядок, могут наступить последствия его несоблюдения. При наличии в ФЗ требования об обязательном исполнении данного условия иск, поданный в суд, будет оставлен без рассмотрения.

Когда гражданин мог, но не направил досудебную претензию и не решил мирно вопрос с ответчиком, арбитражный суд может осуществить возврат искового заявления для устранения недостатков. Тогда придется проводить досудебное урегулирование. После этого снова появится возможность обращения в суд.

Таким образом, досудебный порядок может являться обязательным по основным экономическим и иным спорам или добровольным в других случаях. Чтобы удостовериться, относится ли ситуация к списку, который требует урегулирования вопроса до суда, нужно обратиться к АПК РФ. В противном случае иск может быть отклонен, так как процедура не будет соответствовать установленным законом требованиям.

Внесудебное урегулирование споров

Следует различать досудебные и внесудебные способы разрешения споров. Досудебные средства разрешение споров – это предусмотренные законом средства, которые стороны обязаны использовать для разрешения возникших разногласий, и только в случае, если они не привели к урегулированию спора, стороны имеют право обратиться в суд. Обязательность использования соответствующего средства – характерная черта досудебных средств разрешения споров. В качестве примера этих средств разрешения споров можно привести положения статьи 401 Трудового кодекса РФ: «Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже». 15

Внесудебные способы разрешения споров – это способы, которые используются вместо судебного способа разрешения спора. К ним относятся переговоры, посредничество, согласительная процедура, мини-трайл, арбитраж и др. Применение внесудебных способов разрешения споров не лишает стороны возможности обратиться в судебные органы. Характерной чертой внесудебных способов разрешения споров является их применение только по соглашению сторон.

Переговоры заключаются в непосредственной связи между сторонами. Стороны непосредственно, без участия третьих лиц обсуждают спорный вопрос и могут придти к мировому соглашению.

В международных контрактах стороны очень часто предусматривают переговоры как форму урегулирования споров. Однако переговоры могут использоваться и для урегулирования семейных, наследственных споров и т. п.

Читать еще:  Какие дела рассматривает городской суд

Переговоры могут проводиться в различных формах – письменной, устной, смешанной.

«В российской правовой литературе довольно прочно укоренилась точка зрения, согласно которой ставится знак равенства между предъявлением претензии и переговорами. Данная позиция представляется ошибочной. Предъявление претензии – это свидетельство наличия разногласия между сторонами и может быть началом процесса переговоров. Именно в таком качестве претензия выступает в том случае, когда другая сторона реагирует на претензию. Если же ответа от другой стороны не имеется, то нет и процесса переговоров». 16

Процедура посредничества связана с привлечением к разрешению спора третьей стороны – посредника. Это нейтральное лицо, которое помогает сторонам в разрешении спора. К нему предъявляются требования объективности и беспристрастности. Цель посредника – содействовать заключению мирового соглашения.

Посредничество должно быть предусмотрено соглашением сторон. При этом такое условие может быть предварительно включено во внешнеэкономический контракт при его заключении. Однако вполне обоснованным является достижение соглашения о посреднике по уже возникшему спору. Стороны могут оформить условия посредничества отдельным соглашением.

Как правило, посредничество носит добровольный характер. Стороны могут обращаться к процедуре посредничества, а могут к ней не обращаться. Однако в США существует обязательное посредничество для некоторых трудовых споров, споров на сумму менее 50 тыс. долларов США и т. п. 17

Согласительная процедура также применяется по выбору сторон. Имеется Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г. 18 Регламент применяется для согласительного урегулирования споров, возникающих из договорных или иных правоотношений либо в связи с ними, в тех случаях, когда стороны, стремясь к мирному урегулированию их спора, договорились о применении Согласительного регламента ЮНСИТРАЛ.

Сторона, проявляющая инициативу в отношении согласительной процедуры, направляет другой стороне письменное предложение об обращении к такой процедуре согласно Регламенту с кратким изложением существа спора. Согласительная процедура начинается в тот момент, когда другая сторона принимает предложение об обращении к такой процедуре. Устное сообщение о принятии предложения целесообразно подтверждать в письменной форме. Если другая сторона отклоняет предложение, то согласительная процедура не будет иметь место.

Если стороны не договорились о том, что будет два или три посредника, назначается один посредник. При назначении более чем одного посредника посредники должны по общему правилу действовать совместно.

В Согласительном регламенте ЮНСИТРАЛ не предусмотрена полностью формализованная процедура. Посредник сам выбирает форму взаимодействия со сторонами. Это могут быть встречи, переписка и т. п. Однако некоторые правила о процедуре все же имеются. Например, после его назначения, посредник предлагает каждой из сторон представить ему краткое письменное заявление с изложением в общей форме характера спора и спорных вопросов. Каждая сторона направляет копию своего заявления другой стороне.

Если сравнить посредничество и согласительную процедуру, то необходимо отметить, что использование согласительной процедуры характеризуется направленностью на установление фактов и более решающей ролью членов комиссии или посредника. 19

Мини-трайл (мини-процесс) относится к числу регламентированных средств внесудебного разрешения споров. Название данного способа во многом условно – судебного разбирательства как такового не происходит, просто применяется более формализованная по сравнению с предыдущими способами процедура урегулирования спора.

Правила мини-трайла были приняты Цюрихской торговой палатой 20 , Бельгийским центром арбитража и посредничества 21 и др.

Процедура мини-трайла имеет следующие характерные черты: 1) ее целью является разрешение спора при активном сотрудничестве старших должностных лиц корпораций сторон в качестве ассоциированных членов Комиссии мини-трайла; 2) она быстра и конфиденциальна; 3) она концентрируется на существенных моментах; 4) она поддерживает диалог между сторонами.

Для мини-трайла характерна особая структура Комиссии мини-трайла, отличающая данное средство разрешения споров от иных. Комиссия мини-трайла состоит из независимого посредника и должностных лиц спорящих сторон.

Комиссия обязательно проводит заседания, которые сходны с судебными, но отличаются более упрощенным порядком.

Целью мини-трайла является достижение мирового соглашения между сторонами, как и в иных внесудебных средствах. Однако если разрешение спора не достигнуто в течение определенного периода времени, то Комиссия мини-трайла принимает рекомендацию и дает сторонам спора период времени для принятия такой рекомендации.

Арбитражный порядок рассмотрения споров – это рассмотрение споров в третейских судах, включая международный коммерческий арбитраж.

Рассмотрение дел в третейских судах является достаточно удобным. Считают, что третейские суды более компетентны, более быстро рассматривают споры. Кроме того, стороны могут влиять на состав арбитража, потому что, как правило, во всех третейских судах по всем их регламентам допускается, что одна сторона назначает арбитра, другая сторона назначает арбитра, и потом соответствующий орган или они между собой решают, кто будет суперарбитром или председательствующим судебного состава.

Третейские суды бывают внутренние (внутригосударственные) и международные. К внутренним третейским судам относятся все те третейские суды, которые образованы по внутригосударственному закону, а к международным – образованные по международному договору.

В Российской Федерации действуют два закона в отношении третейских судов – Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. 22 и Закон «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. 23

Примером третейского суда, образованного по международному договору, является Постоянная палата третейского суда в Гааге, созданная по Конвенции 1907 г. Данный третейский суд рассматривает споры как между государствами, так и с участием юридических и физических лиц.

Для всех арбитражей характерно то, что в них можно обратиться только при наличии соглашения сторон. Это так называемое арбитражное соглашение.

Арбитражные соглашения бывают двух видов: арбитражная оговорка и третейская запись. Арбитражная оговорка имеет особую правовую природу, она является статьей в контракте, но живет своей собственной жизнью, поскольку при признании контракта недействительным, арбитражная оговорка всегда будет действительной, т. е. признание контракта недействительным не влечет недействительности арбитражной оговорки.

В арбитражной оговорке стороны могут оговорить количество судей. Это может быть один судья, могут быть три, обычно их нечетное количество. Могут также оговорить язык судопроизводства, место арбитража и т. п.

Третейская запись – это отдельное соглашение о порядке разрешения уже возникшего спора, если в контракте не был предусмотрен порядок разрешения спора или была включена такая арбитражная оговорка, которая не охватывала какие-то категории дел.

Международный коммерческий арбитраж по своей юридической природе – третейский суд, т. е. суд, избираемый или создаваемый самими сторонами и исключительно по их соглашению.

Международные коммерческие суды можно классифицировать. Различают постоянные и временные арбитражи. Постоянные коммерческие арбитражи создаются при торговых палатах государств, имеют свой регламент, постоянное место нахождения секретариата. В России созданы как постоянные общероссийские коммерческие арбитражные суды – Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК), так и международные коммерческие арбитражные суды в отдельных субъектах федерации.

Такие арбитражи обычно предлагают сторонам список судей, из которого можно выбрать для себя судью по данному делу, однако, если стороны желают избрать судью, которого в этом списке нет, то они могут это сделать.

К судьям, как правило, предъявляют определенные требования. Все международные коммерческие арбитражи требуют, чтобы это лицо имело высшее юридическое образование и обладало опытом работы или в соответствующей области, или в качестве судьи, или арбитра.

Временные арбитражи или арбитражи ad hoc – это арбитражи, которые создаются сторонами для рассмотрения конкретного дела. После рассмотрения дела эти арбитражи прекращают свое существование.

Следующая классификационная категория – это международные коммерческие арбитражи общей компетенции и специальной компетенции. Арбитражи общей компетенцией – это арбитражи, которые могут рассматривать любые дела по самым разным вопросам, а к арбитражам специальной компетенции относятся те, которые рассматривают только определенные категории дел. Выше уже отмечалось, что при ТПП РФ создано два международных коммерческих арбитража– МКАС и МАК. МКАС является арбитражем общей компетенции, а МАК – арбитражем специальной компетенцией, который рассматривает только дела, возникающие из торгового мореплавания: это может быть столкновение судов, повреждение грузов, нарушение каких-то условий перевозки, и пр. Такие морские арбитражи имеются во многих странах. Например, большой известностью пользуется морской арбитраж Ллойда в Лондоне. Имеются специализированные арбитражи не только морские, например, в Польше, в Лодзи, есть международный коммерческий арбитраж по льну.

Наконец, еще одна классификационная категория международных коммерческих арбитражей – это арбитражи открытые и закрытые. Открытыми арбитражами являются те, в которые могут обратиться любые спорящие стороны. Закрытые арбитражи – это, как правило, арбитражи, которые созданы при каких-то биржах, ассоциациях, и только члены биржи, ассоциации, какого-то союза могут обращаться в этот арбитраж.

Все арбитражи работают по регламенту, образцом которого является Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. В нем указывается порядок формирования арбитража, подачи искового заявления, третейского разбирательства, возможность использования свидетельских показаний. Предусматриваются правила в отношении вынесения решения, устанавливаются сроки вынесения решения, порядок подписания, и др.

Вопросам функционирования коммерческого арбитража посвящена Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 г. 24 Конвенция действует с изменениями на 17 декабря 1962 г. Она предусматривает как общие правила в отношении арбитражного разбирательства, так и конкретные правила процедуры арбитража.

Согласно Конвенции арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме. Из этого правила имеется исключение: в отношениях между юридическими лицами из государств, законодательство которых допускает устную форму соглашения, допускается любая форма соглашения.

Конвенция содержит и иные общие правила: о праве юридических лиц публичного права заключать арбитражные соглашения, о праве иностранцев быть арбитрами.

Что касается процедуры, то Конвенция регулирует назначение арбитров, возражения против компетенции арбитража, выбор применимого права, мотивированность решения. Конвенция устанавливает строго определенные основания для отмены арбитражного решения, которые сходны с основаниями отказа в его признании и исполнении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector