7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внесудебный порядок разрешения споров

Внесудебный порядок разрешения споров

Ключевые слова: РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА; НОТАРИУС; МЕДИАЦИЯ; ТРЕТЕЙСКИЙ СУД; SETTLEMENT OF DISPUTES; ADMINISTRATIVE PROCEDURE; NOTARY; MEDIATION; ARBITRATION COURT.

Одной из категорий процессуального права являются формы защиты права. Форма защиты права — определяемая законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением [5, с. 27]. Условно все формы защиты права можно подразделить на 2 группы: внесудебная и судебная группы форм (исходя из положений ст. ст. 11, 12 ГК РФ). Итак, охарактеризуем некоторые урегулированные законодательно внесудебные формы разрешения споров и проведем их сравнительную характеристику.

Для начала рассмотрим административный порядок защиты гражданских прав. Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ, защита гражданских прав в порядке обращения к административной процедуре осуществляется в случаях, предусмотренных законом (например, признание патента недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 1398 ГК РФ может осуществляться путем подачи возражения/заявления в соответствующий исполнительный орган государственной власти). В некоторых случаях административная процедура является обязательной до обращения к судебной защите гражданских прав, в частности, по некоторым земельным спорам. Административная процедура осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти Российской Федерации или её субъекта. Исследователи относят административный порядок защиты гражданских прав в РФ к испанской модели, при котором «реализация административного порядка защиты осуществляется органами, входящими в систему исполнительной власти и не образующими иерархически выстроенную структуру административной юстиции». [6, с. 23] В связи с этим выдвигаются предложения о создании специального административного органа, уполномоченного рассматривать гражданские дела во внесудебном порядке или принятия ряда правовых актов, регламентирующих данную деятельность [6, с. 26]. Был даже предложен проект Федерального закона «Об административных процедурах» (проект № 64090-3), однако уже долгое время он так и остается непринятым.

Административная процедура, как правило, имеет преимущество перед судебной в том, что занимает более короткие сроки. Порядок действий внутри административной процедуры может фиксироваться отдельными решениями исполнительных органов или же не иметь принятых промежуточных решений. Завершается административная процедура принятием административного акта (решения, постановления) уполномоченным органом государственной власти. Административный акт может быть обжалован в вышестоящий орган исполнительной власти. Здесь можно отметить преимущества административной процедуры перед судебной: это оперативность рассмотрения жалобы, бесплатный характер, а также то, что вышестоящая инстанция не может оставить жалобу без рассмотрения. Стоит также отметить, что разрешение гражданского дела в административном порядке не препятствует последующему обращению за защитой в государственные судебные органы.

Следующим внесудебным способом разрешения споров рассмотрим претензионный порядок. В самом широком смысле претензионный порядок способствует реализации задач осуществления правосудия (особенно это касается арбитражного процесса, как-то: развитие партнерских деловых отношений, п. 6 ст. 2 АПК РФ). Он имеет некоторое сходство с административной процедурой: обязательность прохождения претензионной процедуры может быть установлена в законе (так, например, это необходимо при досрочном расторжении договора аренды – ст. 619 ГК РФ), а также стороны прибегают к нему, как правило, до начала судебных процедур. Здесь же кроется и отличие от административной процедуры: стороны могут установить обязательность претензионного порядка, даже если он не предусмотрен нормативными правовыми актами (как мы помним, административная процедура возможна только при наличии соответствующего положения закона). Также претензию вольна направить одна из сторон даже при отсутствии такого соглашения. К сожалению, в настоящее время не существует какого-либо правового акта, который имел бы предметом регулирования претензионный порядок, порядок подачи претензии, её форму, сроки и другие связанные с претензионным порядком моменты. Однако, исходя из общих положений процессуального законодательства, мы можем делать определенные выводы. Претензия должна иметь письменную форму, «документарность». [7, с.1] В отношении же выражения письменной формы (должно ли это быть рукописное письмо или следует использовать машинописный вариант написания претензии) ничего определенного сказать нельзя. На претензии следует указать дату предъявления (необходимо для исчисления сроков); претензия должна быть заверена подписью уполномоченного лица или самой стороной возникшего спора. Претензию следует направлять заказным письмом с уведомлением или вручить лично представителю другой стороны, уполномоченному получать корреспонденцию (следует подготовить второй вариант претензии как доказательства её подачи). Требования, предъявляемые в претензии, должны быть основаны на договоре или указаны в законе. Срок рассмотрения претензии также может быть предусмотрен в законе или же следовать из соглашения сторон. В остальном же, как представляется, действует требование «разумного срока» рассмотрения претензии. Толкуя положения ст.452 ГК можно сказать об общем сроке рассмотрения претензии – 30 дней. В указанные нами сроки вторая сторона вправе дать ответ на претензию: удовлетворить требования, отказать в удовлетворении или же не давать ответа вовсе. Как непризнание, так и признание, но неисполнение условий претензии не исключает возможность обращения стороны в судебные органы, например, с требованием о выдаче судебного приказа. Возможно, стороны спорного правоотношения могут обращаться к Положению о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденному Постановлением ВС РФ от 24 июня 1992 г. № 3116-1. Формулировки данного положения можно включить в договор, тем более, что они во многом корреспондируют с действующим законодательством и теоретическими взглядами.

Ещё одним способом внесудебного разрешения спора является обращение к нотариусу. Нотариус – это должностное лицо, которое уполномочено совершать юридически значимые действия от имени государства. Нотариусы в своей деятельности в самом широком смысле можно отнести к правоохранительным субъектам: путём совершения нотариальных действий охраняются права и интересы граждан и юридических лиц. Однако не вся нотариальная деятельность может быть отнесена к процедурам внесудебного разрешения споров. Наверное, самым ярким примером внесудебной деятельности нотариуса по разрешению спора можно назвать совершение исполнительной надписи о взыскании задолженности или истребовании имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество ((глава XVI, XVI1) Основ законодательства о нотариате). Однако здесь следует обратить внимание на то, что нотариус не может разрешать спор о праве, но способствует реализации бесспорных требований (можно провести аналогию с судебным приказом). Исполнительная надпись представляет собой исполнительный документ, к содержанию которого предъявлены определенные требования (ст. 92 Основ законодательства о нотариате). Должник уведомляется нотариусом о совершении исполнительной надписи. Исполнительная надпись может быть предъявлена к исполнению в течение трех лет, если взыскателем является гражданин; одного года – при взыскании долга предприятием. Действия нотариуса могут быть обжалованы как должником, так и взыскателем в судебном порядке путем подачи жалобы в форме заявления в районный суд по месту нахождения нотариуса (ст. 49 Основ, ст.ст. 310 – 312 ГПК РФ). Возникший спор о праве решается в порядке искового производства. Как отмечают исследователи, в настоящий момент деятельность нотариуса как органа внесудебного разрешения споров довольно ограничена, учитывая в том числе и опыт зарубежных государств. В связи с этим имеются предложения о развитии компетентности нотариуса в разрешении споров в качестве медиатора, в частности, о дополнительной профессиональной подготовке нотариусов, включение специальных правовых ном в Основы законодательства о нотариате, улучшение организационно-технического обеспечения и др. [8, с. 24]

Выше мы упомянули медиатора как лицо, способное осуществлять защиту прав заинтересованных лиц во внесудебном порядке. Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиатором является независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Для начала действия процедуры медиации, в отличие от всех вышеупомянутых внесудебных процедур, необходимо согласие на это обеих сторон спорного правоотношения. Таким образом, в медиативной процедуре должны в обязательном порядке: обе стороны правоотношения, а также медиатор, который не может быть представителем какой-либо стороны или оказывать одной из сторон какую-либо помощь юридического, консультационного и иного характера. Кроме того, возможно наличие четвертого участника – собственно, суда, имеющего в производстве дело, по которому проходит медиативная процедура. Воля сторон может закрепляться в соглашении о применении процедуры медиации или быть оговорена в договоре. Кроме того, стороны могут обратиться к процедуре медиации и во время судебной процедуры. К соглашению о проведении процедуры медиации предъявляются определенные требования (ст. 8 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования…»). Также законодательно ограничен срок проведения процедуры медиации – 60 дней по общему правилу, с возможностью продления до 180 дней при условии, что процедура медиации начата до обращения в суд. При прохождении процедуры после начала судебной процедуры в государственном суде или третейском суде срок проведения медиации – 60 дней. По достижении согласия стороны заключают медиативное соглашение, знаменуя окончание процедуры медиации. Также процедура урегулирования спора может быть прекращена по иным основаниям, предусмотренным в законе (ст. 14 ФЗ «Об альтернативной процедуре…). Медиативное соглашение заключается в письменной форме с указанием определенных в законе условий (ст. 12 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров…»). Даже утвержденное судом медиативное соглашение не является обязательным для исполнения, в связи с чем одна из сторон вправе в последующем обратиться в суд с ходатайством о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его условий. В целом следует сказать о том, что медиативная процедура является довольно новой для отечественного законодательства, поэтому в научной литературе до сих пор идут изыскания и выдвигаются предложения о различных аспектах реализации данного института, дальнейших путях его развития (например, Самохвалов Н.А. Концептуальные идеи и модель института медиации в современной России; Аболонин В.О. Судебная медиация: теория, практика, перспективы).

Читать еще:  Заявление о подлоге доказательств в гражданском процессе

Особым видом разрешения споров во внесудебном порядке является третейское разбирательство, также именуемое арбитражем. Данная процедура урегулирована специальным Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который заменил Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Порядок разбирательства определен указанным нами Федеральным законом. Не углубляясь в процедуру третейского разбирательства, отметим основные моменты, необходимые для сравнительного анализа, проводимого в данной статье. Третейское разбирательство представляет собой процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом, действующим постоянно или образованным для разрешения конкретного спора между сторонами. Возможность проведения третейского разбирательства определяется обеими сторонами гражданского правоотношения: стороны обязаны заключить соответствующее арбитражное соглашение в письменной форме или же сделать так называемую арбитражную оговорку в договоре. Согласие на передачу дела в третейский суд может быть выражено и путем обмена процессуальными документами между сторонами (ч. 4 ст. 7 ФЗ). Стороны имеют определенную свободу в формировании состава суда (ст.11). Срок арбитражного (третейского) разбирательства законодательно не ограничен. Арбитражное разбирательство начинается со дня, когда ответчиком получено исковое заявление. Арбитраж (третейский суд) вправе принимать определенные решения, не касающиеся разрешения существа спора, содержащиеся в выносимых постановлениях. Арбитражное (третейское) разбирательство прекращается вынесением решения арбитража (третейского суда). Также арбитражное (третейское) разбирательство может быть прекращено по основаниям, предусмотренным законом (ст. 36 ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ»). Решение арбитражного (третейского) суда исполняется добровольно, однако государственные арбитражные суды и суды общей юрисдикции на основании заявления могут выдавать исполнительные листы на принудительное исполнение данных решений или же отменить принятое решение. Также государственные суды вправе контролировать и отменять принятие иных решений арбитражем (третейским судом) по заявлению заинтересованной стороны (например, решение о наличии компетенции третейского суда и принятии дела к своему производству). Тем не менее, стороны вправе предусмотреть, что решение арбитражного (третейского) суда является окончательным и обязательным для исполнения.

Кроме рассмотренных нами внесудебных способов урегулирования споров существуют и другие, как нормативно закрепленные (например, мировое соглашение), так и не упоминаемые законодателем (мини-суд и др.). В целом, вряд ли можно перечислить все возможные внесудебные способы рассмотрения споров, можно лишь говорить о частоте их использования субъектами гражданских и иных частных правоотношений. Как можно заметить, формы внесудебного урегулирования могут отличаться между собой довольно значительно по закреплению (или отсутствию такового) в нормативных правовых актах по субъектному составу, волеизъявлению сторон, проводимой процедуре урегулирования при использовании конкретного вида внесудебного урегулирования. Вряд ли можно оспорить вывод о том, что внесудебные способы урегулирования споров должны чаще избираться сторонами, их закрепление и развитие должно поддерживаться государством в том числе. Последствия вышесказанного сложно ограничить несколькими словами: это и формирование обычаев делового оборота, улучшение деловых отношений и этики, снижение нагрузки на суды, более быстрое рассмотрение споров и многое другое.

Внесудебный порядок разрешения споров

Следует различать досудебные и внесудебные способы разрешения споров. Досудебные средства разрешение споров – это предусмотренные законом средства, которые стороны обязаны использовать для разрешения возникших разногласий, и только в случае, если они не привели к урегулированию спора, стороны имеют право обратиться в суд. Обязательность использования соответствующего средства – характерная черта досудебных средств разрешения споров. В качестве примера этих средств разрешения споров можно привести положения статьи 401 Трудового кодекса РФ: «Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже». 15

Внесудебные способы разрешения споров – это способы, которые используются вместо судебного способа разрешения спора. К ним относятся переговоры, посредничество, согласительная процедура, мини-трайл, арбитраж и др. Применение внесудебных способов разрешения споров не лишает стороны возможности обратиться в судебные органы. Характерной чертой внесудебных способов разрешения споров является их применение только по соглашению сторон.

Переговоры заключаются в непосредственной связи между сторонами. Стороны непосредственно, без участия третьих лиц обсуждают спорный вопрос и могут придти к мировому соглашению.

В международных контрактах стороны очень часто предусматривают переговоры как форму урегулирования споров. Однако переговоры могут использоваться и для урегулирования семейных, наследственных споров и т. п.

Переговоры могут проводиться в различных формах – письменной, устной, смешанной.

«В российской правовой литературе довольно прочно укоренилась точка зрения, согласно которой ставится знак равенства между предъявлением претензии и переговорами. Данная позиция представляется ошибочной. Предъявление претензии – это свидетельство наличия разногласия между сторонами и может быть началом процесса переговоров. Именно в таком качестве претензия выступает в том случае, когда другая сторона реагирует на претензию. Если же ответа от другой стороны не имеется, то нет и процесса переговоров». 16

Процедура посредничества связана с привлечением к разрешению спора третьей стороны – посредника. Это нейтральное лицо, которое помогает сторонам в разрешении спора. К нему предъявляются требования объективности и беспристрастности. Цель посредника – содействовать заключению мирового соглашения.

Посредничество должно быть предусмотрено соглашением сторон. При этом такое условие может быть предварительно включено во внешнеэкономический контракт при его заключении. Однако вполне обоснованным является достижение соглашения о посреднике по уже возникшему спору. Стороны могут оформить условия посредничества отдельным соглашением.

Как правило, посредничество носит добровольный характер. Стороны могут обращаться к процедуре посредничества, а могут к ней не обращаться. Однако в США существует обязательное посредничество для некоторых трудовых споров, споров на сумму менее 50 тыс. долларов США и т. п. 17

Согласительная процедура также применяется по выбору сторон. Имеется Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г. 18 Регламент применяется для согласительного урегулирования споров, возникающих из договорных или иных правоотношений либо в связи с ними, в тех случаях, когда стороны, стремясь к мирному урегулированию их спора, договорились о применении Согласительного регламента ЮНСИТРАЛ.

Сторона, проявляющая инициативу в отношении согласительной процедуры, направляет другой стороне письменное предложение об обращении к такой процедуре согласно Регламенту с кратким изложением существа спора. Согласительная процедура начинается в тот момент, когда другая сторона принимает предложение об обращении к такой процедуре. Устное сообщение о принятии предложения целесообразно подтверждать в письменной форме. Если другая сторона отклоняет предложение, то согласительная процедура не будет иметь место.

Если стороны не договорились о том, что будет два или три посредника, назначается один посредник. При назначении более чем одного посредника посредники должны по общему правилу действовать совместно.

В Согласительном регламенте ЮНСИТРАЛ не предусмотрена полностью формализованная процедура. Посредник сам выбирает форму взаимодействия со сторонами. Это могут быть встречи, переписка и т. п. Однако некоторые правила о процедуре все же имеются. Например, после его назначения, посредник предлагает каждой из сторон представить ему краткое письменное заявление с изложением в общей форме характера спора и спорных вопросов. Каждая сторона направляет копию своего заявления другой стороне.

Если сравнить посредничество и согласительную процедуру, то необходимо отметить, что использование согласительной процедуры характеризуется направленностью на установление фактов и более решающей ролью членов комиссии или посредника. 19

Мини-трайл (мини-процесс) относится к числу регламентированных средств внесудебного разрешения споров. Название данного способа во многом условно – судебного разбирательства как такового не происходит, просто применяется более формализованная по сравнению с предыдущими способами процедура урегулирования спора.

Читать еще:  Как написать жалобу начальнику судебных приставов

Правила мини-трайла были приняты Цюрихской торговой палатой 20 , Бельгийским центром арбитража и посредничества 21 и др.

Процедура мини-трайла имеет следующие характерные черты: 1) ее целью является разрешение спора при активном сотрудничестве старших должностных лиц корпораций сторон в качестве ассоциированных членов Комиссии мини-трайла; 2) она быстра и конфиденциальна; 3) она концентрируется на существенных моментах; 4) она поддерживает диалог между сторонами.

Для мини-трайла характерна особая структура Комиссии мини-трайла, отличающая данное средство разрешения споров от иных. Комиссия мини-трайла состоит из независимого посредника и должностных лиц спорящих сторон.

Комиссия обязательно проводит заседания, которые сходны с судебными, но отличаются более упрощенным порядком.

Целью мини-трайла является достижение мирового соглашения между сторонами, как и в иных внесудебных средствах. Однако если разрешение спора не достигнуто в течение определенного периода времени, то Комиссия мини-трайла принимает рекомендацию и дает сторонам спора период времени для принятия такой рекомендации.

Арбитражный порядок рассмотрения споров – это рассмотрение споров в третейских судах, включая международный коммерческий арбитраж.

Рассмотрение дел в третейских судах является достаточно удобным. Считают, что третейские суды более компетентны, более быстро рассматривают споры. Кроме того, стороны могут влиять на состав арбитража, потому что, как правило, во всех третейских судах по всем их регламентам допускается, что одна сторона назначает арбитра, другая сторона назначает арбитра, и потом соответствующий орган или они между собой решают, кто будет суперарбитром или председательствующим судебного состава.

Третейские суды бывают внутренние (внутригосударственные) и международные. К внутренним третейским судам относятся все те третейские суды, которые образованы по внутригосударственному закону, а к международным – образованные по международному договору.

В Российской Федерации действуют два закона в отношении третейских судов – Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. 22 и Закон «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. 23

Примером третейского суда, образованного по международному договору, является Постоянная палата третейского суда в Гааге, созданная по Конвенции 1907 г. Данный третейский суд рассматривает споры как между государствами, так и с участием юридических и физических лиц.

Для всех арбитражей характерно то, что в них можно обратиться только при наличии соглашения сторон. Это так называемое арбитражное соглашение.

Арбитражные соглашения бывают двух видов: арбитражная оговорка и третейская запись. Арбитражная оговорка имеет особую правовую природу, она является статьей в контракте, но живет своей собственной жизнью, поскольку при признании контракта недействительным, арбитражная оговорка всегда будет действительной, т. е. признание контракта недействительным не влечет недействительности арбитражной оговорки.

В арбитражной оговорке стороны могут оговорить количество судей. Это может быть один судья, могут быть три, обычно их нечетное количество. Могут также оговорить язык судопроизводства, место арбитража и т. п.

Третейская запись – это отдельное соглашение о порядке разрешения уже возникшего спора, если в контракте не был предусмотрен порядок разрешения спора или была включена такая арбитражная оговорка, которая не охватывала какие-то категории дел.

Международный коммерческий арбитраж по своей юридической природе – третейский суд, т. е. суд, избираемый или создаваемый самими сторонами и исключительно по их соглашению.

Международные коммерческие суды можно классифицировать. Различают постоянные и временные арбитражи. Постоянные коммерческие арбитражи создаются при торговых палатах государств, имеют свой регламент, постоянное место нахождения секретариата. В России созданы как постоянные общероссийские коммерческие арбитражные суды – Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК), так и международные коммерческие арбитражные суды в отдельных субъектах федерации.

Такие арбитражи обычно предлагают сторонам список судей, из которого можно выбрать для себя судью по данному делу, однако, если стороны желают избрать судью, которого в этом списке нет, то они могут это сделать.

К судьям, как правило, предъявляют определенные требования. Все международные коммерческие арбитражи требуют, чтобы это лицо имело высшее юридическое образование и обладало опытом работы или в соответствующей области, или в качестве судьи, или арбитра.

Временные арбитражи или арбитражи ad hoc – это арбитражи, которые создаются сторонами для рассмотрения конкретного дела. После рассмотрения дела эти арбитражи прекращают свое существование.

Следующая классификационная категория – это международные коммерческие арбитражи общей компетенции и специальной компетенции. Арбитражи общей компетенцией – это арбитражи, которые могут рассматривать любые дела по самым разным вопросам, а к арбитражам специальной компетенции относятся те, которые рассматривают только определенные категории дел. Выше уже отмечалось, что при ТПП РФ создано два международных коммерческих арбитража– МКАС и МАК. МКАС является арбитражем общей компетенции, а МАК – арбитражем специальной компетенцией, который рассматривает только дела, возникающие из торгового мореплавания: это может быть столкновение судов, повреждение грузов, нарушение каких-то условий перевозки, и пр. Такие морские арбитражи имеются во многих странах. Например, большой известностью пользуется морской арбитраж Ллойда в Лондоне. Имеются специализированные арбитражи не только морские, например, в Польше, в Лодзи, есть международный коммерческий арбитраж по льну.

Наконец, еще одна классификационная категория международных коммерческих арбитражей – это арбитражи открытые и закрытые. Открытыми арбитражами являются те, в которые могут обратиться любые спорящие стороны. Закрытые арбитражи – это, как правило, арбитражи, которые созданы при каких-то биржах, ассоциациях, и только члены биржи, ассоциации, какого-то союза могут обращаться в этот арбитраж.

Все арбитражи работают по регламенту, образцом которого является Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. В нем указывается порядок формирования арбитража, подачи искового заявления, третейского разбирательства, возможность использования свидетельских показаний. Предусматриваются правила в отношении вынесения решения, устанавливаются сроки вынесения решения, порядок подписания, и др.

Вопросам функционирования коммерческого арбитража посвящена Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 г. 24 Конвенция действует с изменениями на 17 декабря 1962 г. Она предусматривает как общие правила в отношении арбитражного разбирательства, так и конкретные правила процедуры арбитража.

Согласно Конвенции арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме. Из этого правила имеется исключение: в отношениях между юридическими лицами из государств, законодательство которых допускает устную форму соглашения, допускается любая форма соглашения.

Конвенция содержит и иные общие правила: о праве юридических лиц публичного права заключать арбитражные соглашения, о праве иностранцев быть арбитрами.

Что касается процедуры, то Конвенция регулирует назначение арбитров, возражения против компетенции арбитража, выбор применимого права, мотивированность решения. Конвенция устанавливает строго определенные основания для отмены арбитражного решения, которые сходны с основаниями отказа в его признании и исполнении.

Law & Wise – мы знаем, как разрешить споры без судебных разбирательств!

Быстро и без лишних потерь решить конфликт выгодно для обеих сторон, главное найти точки соприкосновения и выработать переговорную позицию. Необходима компетентная помощь юриста, которая приведет к положительному решению спора? Эксперты Law & Wise помогут урегулировать споры в досудебном порядке.

ЭТАПЫ ВНЕСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

1. Анализ юридической ситуации.

Эксперты изучат нормативно-правовую базу,судебную практику и фактические обстоя-тельства дела, после чего сделают прогнозисхода досудебного урегулированияконфликтов.

2. Подготовка аргументации.

Если прогноз будет положительным, тоюристы Law & Wise подготовятнеобходимые доводы для убежденияоппонента в преимуществах решенияспора мирно – без привлечениясудебных органов.

3. Составление претензий.

В рамках документа юристы укажут оппонентуна ненадлежащее исполнение им взятыхобязательств, а также потребуют устранитьимеющиеся нарушения. Для этого экспертыприменят существующие правовыеинструменты, которые позволяют разрешитьразногласия мирным путем.

4. Отработка претензий.

Если ответчик решит направитьвстречную претензию, то эксперты Law& Wise изучат документ и выберутоптимальную стратегию урегулированияспора.

5. Заключение мирового соглашения.

Наши эксперты выступят в роли медиаторов,что позволит достичь обоюдовыгодногорешения между участниками конфликта.После чего при необходимости осуществятсопровождение процедуры подписаниядостигнутого соглашения.

Как можно урегулировать спор вне суда?

Внесудебное урегулирование споров – очень сложная процедура, доверить которую следует только опытным юристам. Следует отметить, что современное законодательство закрепляет только 2 основных порядка урегулирования споров: претензионный и административный. Но на практике существуют и иные методы разрешения конфликтов.

Эксперты Law & Wise имеют многолетний опыт работы в данном направлении. Для достижения цели (досудебное урегулирование конфликта), изучив дело клиента, мы выбираем подходящую тактику работы:

  • Переговоры. Это один из самых популярных и востребованных способов урегулирования споров, который ничем не обязывает стороны конфликта. С целью придания результатам переговоров юридической силы, эксперты Law & Wise помогут заключить специальное соглашение, в котором прописаны достигнутые в рамках переговоров решения.
  • Переписка. Юристы нашего бюро могут оказать помощь юридическому лицу при необходимости урегулировать спор посредством частной, деловой или претензионной переписки. Этот способ аналогичен методу ведения переговоров.
  • Подготовка и заключение мирового соглашения. Данный способ урегулирования конфликтов вне суда подразумевает целый комплекс мер: ведение переговоров, переписки между сторонами спора, привлечение медиатора для достижения компромисса и др.
  • Медиация. Это сложная процедура, которая проводится только после детального изучения обстоятельства дела и согласования порядка разрешения конфликта между участниками спора. Наши юристы могут выступить в качестве посредника (медиатора) в возникшем споре.
Читать еще:  Жалоба на бездействия судебного пристава исполнителя

Можно ли избежать судебных споров?

Каждый предприниматель хочет избежать юридических проблем в рамках ведения бизнеса. Однако лишь малую часть юридических лиц минует подобная участь. В большинстве случаев складываются ситуации, когда партнеры/контрагенты не выполняют полностью или частично условия договоров и соглашений.

Почему это происходит? Зачастую, главная причина возникающих споров — наличие юридических «дыр» в договорах: неурегулированные моменты правоотношений между участниками соглашений, некорректные или общие формулировки условий сотрудничества. Это приводит к финансовой и имущественной зависимости от контрагента, которая будет только расти с течением времени.

Желаете этого избежать? Обратитесь за помощью к команде юристов Law & Wise. В рамках юридического сопровождения бизнеса мы:

Проведем правовой аудит документов.

Осуществим оценку на соответствие договоров и соглашений действующему законодательству.

Укажем клиенту на возможные риски возникновения конфликтных ситуаций.

Дадим юридические рекомендации о том, как избежать конфликтов.

Внесудебный порядок рассмотрения споров

Часто клиенты адвокатов интересуются возможностью разрешения спорного дела, избегая судебные тяжбы, которые влекут за собой не только большие материальные затраты, но и долгосрочную перспективу рассмотрения дела в суде. Греческим законодательством предусмотрен внесудебный порядок рассмотрения спорных дел в некоторых случаях. Здесь можно провести аналогию с российским законодательством по альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации).

Сегодня эту тему поясняет адвокат-юристконсульт рубрики Константинос Дедес.

Наиболее быстрый, удобный, экономически выгодный вид разрешения спора между сторонами – медиация – представляет собой альтернативу урегулирования споров при участии третьего лица – медиатора, являющегося нейтральным в разрешении вопроса, то есть объективного посредника. Цель медиатора – привести стороны к достижению взаимоприемлемого соглашения, при этом полностью контролируя процесс принятия решения по урегулированию спора и условий его разрешения.

Медиация (η διαμεσολάβηση) необходима для выявления спорных вопросов и выработки вариантов решений, взаимоприемлемых для участников конфликта. Все эти процедуры предлагают сравнительно гибкие подходы, а принятые решения должны опираться на согласие всех сторон. Этим медиация отличается от традиционного судебного процесса, который обычно принимает сторону участника с более весомым правовым аргументом.

Основным законом, регламентирующим деятельность медиатора, является Закон Греции «О медиации по торговым и гражданским делам» № 3898/12.12.2010, соответствующий Инструкци ЕС 2008/52 о медиации.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и нейтральности медиатора.

В процессе разрешения спора через медиацию принимают участие медиатор, который определяется сторонами, стороны и их адвокаты. Медиация является добровольным и необязательным процессом, то есть стороны обращаются к данному виду разрешения спора добровольно и могут прекратить его рассмотрение на любой из стадий.

Разрешение разногласий осуществляется проведением доверительных переговоров через квалифицированного и беспристрастного медиатора. Гибкость и оперативность характера медиации позволяет сторонам сосредоточиться на решении спора по существу. При принятии решения акцент делается на личностные качества, потребности и интересы сторон.

При медиации, как разновидности внесудебного достижения соглашений, не требуется предъявление иска, опроса свидетелей, предъявления доказательств, как это принято при судебном разбирательстве дел.

Существуют организации, осуществляющие деятельность по организации проведения процедуры медиации.

Медиатор – это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора или назначить его.

Работа медиатира включает в себя следующее:

— Медиатор ориентирован на достижение чётких соглашений между участниками спора о том, как они будут решать конкретные вопросы конфликта;

— Медиатор, будучи осведомлён о человеческих чувствах, не учитывает их;

— Медиатор сосредоточен на том, как люди хотели бы видеть перспективу решения вопроса, а не на подробном анализе прошедших событий;

— Медиатор контролирует процесс, но не стремится открыто влиять на участников или результат;

— Медиатор, как правило, организует переговоры между сторонами лицом к лицу, и лично присутствует при этом:

— Медиатор обязан быть нейтральным;

— Медиация требует от сторон готовности к переговорам.

Основными областями применения медиации являются:

  1. Меж- и внутрикорпоративные споры;
  2. Споры в банковской сфере;
  3. Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  4. Конфликты на работе;
  5. Семейные споры;
  6. Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  7. Медиация в образовании;
  8. Межкультурные конфликты и многое другое.

Достижение соглашения сторонами

Процесс достижения соглашения сторонами через медиацию включает в себя следующее:

  • Подготовка: каждая из сторон готовит краткий отчет о возникшем разногласии. Этот доклад, вместе с необходимыми подтверждающими документами, направляется медиатору и сторонами между собой, как минимум за одну неделю до начала медиации.
  • Совместная встреча: в ней участвует медиатор и стороны (обычно две), имеющие разногласия. На этой стадии стороны представляют свои позиции в отношении спора и его разрешения. От профессиональных качеств медиатора и его умения вести переговоры во многом зависит разрешение сторонами спорного вопроса.
  • Индивидуальные встречи медиатора с каждой из сторон отдельно: индивидуальные встречи являются конфиденциальными и, в зависимости от их развития, могут потребоваться дополнительные встречи с представителями каждой из сторон.
  • Достижение соглашения: Когда обе стороны достигают взаимоприемлемого решения в отношении предмета спора, условия соглашения записываются и подписываются обеими сторонами. С момента заключения соглашения о проведении процедуры медиации начинает применяться процедура медиации в отношении спора, возникшего между сторонами.

Сроки достижения соглашения

Медиация является неформальным способом достижения соглашений и, как правило, ограничена одной или несколькими встречами/сессиями, которые могут уложиться и в несколько дней.

Различие медиации от других видов посредничества заключается в том, что посредники часто обладают экспертными знаниями в области, являющейся предметом спора (конфликта). В некоторых видах споров посредник обязан предоставлять правовую информацию, поэтому согласительная процедура может включать в себя консультативный аспект. В процедуре же медиации посредник-медиатор не имеет консультативных функций. Вместо этого, медиатор стремится помочь сторонам выработать общее понимание конфликта и действовать в направлении урегулирования спора.

Международный опыт медиации в Европе и США доказывает, что когда этот процесс осуществляется квалифицированным и опытным профессионалом-медиатором, которым в большинстве случаев является юристом, позволяет сторонам, преодолев барьеры общения между собой, обсудить вопросы, которые их волнуют, разрешить недоразумения, определить основные интересы и, как результат, отразить все это в едином текста.

Плюсы медиации:

  • Быстрота: разрешение спора через медиацию дает, как правило, результат от нескольких дней до одного месяца;
  • Минимальные расходы;
  • Медиатор способствует разрешению конфликта и возрождению отношений между сторонами.

В реальной жизни медиация работает и приводит к благоприятному результату разрешения сторонами споров и разногласий. Стороны садятся за стол переговоров, где они могут реально оценить свои позиции и безопасно исследовать варианты урегулирования спора. Метод медиации разрешает более 85% споров, в том числе, когда стороны не смогли или не захотели вести переговоры, или поддержали нереалистичные, непримиримые позиции. Можно сказать однозначно, что медиация является относительно новым инструментом гражданского права Греции, имеет множество преимуществ и в ближайшем будущем станет инструментом, широко используемым для разрешения ряда гражданских споров.

Чтобы стать медиатором, согласно законодательству Греции, необходимо пройти соответствующую процедуру обучения в государственной некоммерческой организации, наделенной такими полномочиями, и получить лицензию медиатора. Следует отметить, что подобные учебные организации не только обучают лиц, имеющих статус адвокатов, для медиации внутри страны, так и за ее пределами, но и лиц, имеющих иной профессиональный статус для разрешения межпограничных разногласий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector