Запрос в конституционный суд - Юридический портал advokatsuhareva.ru
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запрос в конституционный суд

Судебный запрос в Конституционный Суд РФ: порядок и условия обращения. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ (Мещеряков П.Н. — Система ГАРАНТ, январь, 2009 г.)

Судебный запрос в Конституционный Суд РФ: порядок и условия обращения. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство [1] .

Обеспечение законности правовых актов является непременным условием построения правового государства, а гарантия судебной защиты против незаконных правовых актов является одним из обязательных атрибутов правового государства. Судебный запрос является одной из форм судебной защиты против незаконных правовых актов.

В соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» (далее по тексту — ФКЗ о КС РФ) суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона [2] .

В соответствии со ст. 103 ФКЗ о КС РФ в период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются. Об этом суд выносит соответствующее определение о направлении запроса и приостановлении производства по делу, которое может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке. Поэтому при наличии частной жалобы на определение запрос может быть направлен только после того, как обжалованное определение будет оставлено в силе [3]. Суд, направивший запрос, одновременно уведомляет исполнителя судебного решения о внесенном им запросе. В законодательстве такая обязанность суда-заявителя не предусмотрена. В связи с этим нужны изменения в исполнительном либо процессуальном законодательстве, определяющие обязанность суда, направившего запрос в Конституционный Суд РФ, уведомить об этом исполнителей судебного решения, вынесенного на основе, закона, являющегося объектом запроса [4] .

Обращение с запросом в Конституционный Суд РФ как основание приостановления производства по делу предусматривается в УПК РФ [5] (п. 3 ч. 1 ст. 238), ГПК РФ [6] (ст. 215) и АПК РФ [7] (п. 1 ч. 1 ст. 143). В уголовном судопроизводстве судья выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу в случае направления судом запроса в Конституционный Суд РФ или принятия Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы о соответствии закона, примененного или подлежащего применению в конкретном уголовном деле, Конституции РФ, а в гражданском судопроизводстве судья выносит определение. Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает приостановления производства по делу. В этом случае, в административном судопроизводстве в случае обращения суда с запросом в Конституционный Суд РФ применяются нормы ФКЗ о КС РФ о приостановлении производства по делу (ст. 103) [8] .

Общие требования к содержанию запроса

К запросу, как обращению в Конституционный Суд РФ, ФКЗ о КС РФ предъявляются требования как формального, так и содержательного характера. Ч. 1 ст. 36 ФКЗ о КС РФ устанавливает общие требования ко всем обращениям, распространяющиеся, соответственно, и на запрос суда. Эти требования, поскольку без их соблюдения не допускается принятие обращения суда к рассмотрению, являются формальными критериями допустимости запроса [9].

Ч. 2 этой же статьи содержит перечень оснований к возбуждению конституционного судопроизводства, то есть определяет материальные критерии допустимости запроса. В ней указано, что основанием к рассмотрению запроса суда о проверке конституционности примененного в конкретном деле закона является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли этот закон Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ принимает дело к рассмотрению, если из материалов запроса, доклада судьи, проводившего предварительное изучение запроса, приходит к выводу о том, что оспариваемый закон действительно нуждается в проверке на соответствие Конституции. Такая проверка проводится по правилам конституционного судопроизводства в судебном заседании.

Суд как субъект, инициирующий возбуждение конституционного судопроизводства путем направления запроса в Конституционный Суд, отличается от других управомоченных на это субъектов. Суд, как орган, осуществляющий правосудие, обеспечивает соответствующее Конституции толкование применяемых им нормативных актов; осуществляет защиту конституционных прав и свобод, в том числе и от действия неконституционных нормативных актов. Выводы суда о неконституционности закона или его отдельных положений должны содержать юридические доводы — обоснование несостоятельности закона, что предусмотрено ч.ч. 7 и 8 статьи 37 ФКЗ о КС РФ. Эти доводы должны убедить Конституционный Суд РФ в необходимости проверки оспариваемых норм в порядке конституционного судопроизводства. Важное значение имеет четкое обозначение судом своей позиции со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ оценивает выводы суда о сущности выявленных противоречий обжалуемого закона конституционным положениям, когда решает вопрос о принятии запроса к рассмотрению.

Если Конституционный Суд РФ не выявляет обстоятельств, указывающих на несоответствие закона Конституции РФ, в связи с которыми оспариваемый акт необходимо проверять на его конституционность, он отказывает в принятии обращения к производству. Таким образом, основанием принятия запроса суда к рассмотрению может служить только «неопределенность» в вопросе соответствия Конституции оспариваемого акта, возникшая именно у Конституционного Суда. Если же суд, применяющий закон в конкретном деле, не убежден в неконституционности такого акта, а лишь имеет сомнения, он должен исходить из презумпции конституционности закона и все сомнения устранять путем его толкования.

В судебном запросе должно быть указано (ст. 37 ФКЗ о КС РФ):

1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется запрос (с 21 мая 2008 года обращения в Конституционный Суд РФ следует направлять по адресу: 190000 город Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1) [10]

2) наименование заявителя; адрес и иные данные о нем;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке;

5) нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона о КС РФ, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;

7) конкретные, указанные в ФКЗ о КС РФ основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом к Конституционному Суду РФ;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

К запросу должны быть приложены следующие приложения:

— запрос в Конституционный Суд Российской Федерации — 30 экз.;

— текст обжалуемых норм закона, применением которых могут быть или были нарушены права граждан — 30 экз.;

— копии официальных документов, подтверждающих применение обжалуемых норм в конкретном деле заявителя — 30 экз.;

— копия удостоверения судьи, подтверждающая его полномочия как заявителя.

Запросы судов государственной пошлиной не облагаются.

Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ

По запросам судов, в случае признания закона неконституционным КС РФ выносит решения, которые обязательны для исполнения всеми субъектами права. В настоящее время существуют достаточно проблем по исполнению решений КС РФ, а также проблемы пересмотра дел судами, решения которых были основаны на неконституционных нормативных актах. Среди них можно выделить, например неправильное толкование правовых позиций, изложенных в решениях КС, а в некоторых случаях отказ применять их при рассмотрении дел (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 февраля 2001 года по делу N 33-313-01) [11]. Для разрешения таких проблем и более эффективного исполнения решений Конституционного Суда РФ требуется внесение изменений законодателем в конституционное и процессуальное законодательство. В связи с этим представляется возможным предложить ряд мер, которые бы на наш взгляд могли способствовать преодолению указанных проблем и улучшить механизм исполнения решений Конституционного Суда РФ:

Во-первых. За Конституционным Судом можно было бы закрепить в законе право обращаться с ходатайством в те или иные государственные органы с просьбой оказать содействие в исполнении решений Конституционного Суда.

Во-вторых. Внести изменения в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» [12] закрепив за прокурором специальное полномочие по надзору за исполнением решений Конституционного Суда РФ всеми органами власти и управления и их должностными лицами.

В-третьих. Внести изменения в ч. 2 ст. 392 ГПК РФ дополнив ее таким основанием для пересмотра решений суда вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, как признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного судом общей юрисдикции в конкретном деле.

Читать еще:  Как отсудить деньги по расписке

В-четвертых. Необходимо закрепить в Регламенте Государственной Думы ФС РФ норму, возлагающую на какой-либо комитет функцию по контролю за положениями законодательства, в которые требуется внесение изменений и дополнений в связи с решениями Конституционного Суда РФ.

В-пятых. Необходимо предоставить конституционным (уставным) судам субъектов РФ, судам общей юрисдикции и арбитражным судам, а в перспективе и административным судам право рассматривать дела о признании недействующими законов субъектов РФ путем распространения на них правовых позиций Конституционного Суда РФ.

В-шестых. Для искоренения неправильного толкования и отказа рассматривать дела с учетом правовых позиций, выраженных в решениях Конституционного Суда РФ, а также в связи с тем, что решения КС РФ публикуются в Вестнике КС, других печатных изданиях, справочных правовых системах, а правовые позиции КС в отдельном их виде не публикуются, также можно закрепить в ФКЗ о КС функцию за Секретариатом КС РФ по систематизации их в специальные сборники (выпуски) по различным отраслям права и осуществлять рассылку Верховному Суду РФ, а Верховный Суд РФ уже рассылал бы данные сборники, касающиеся специально судов общей юрисдикции нижестоящим судам.

В-седьмых. Было бы целесообразно организовать практику участия в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ для обсуждения вопросов взаимодействия между органами конституционной юстиции и судами общей юрисдикции помимо Генерального прокурора РФ, министра юстиции РФ, председателя ВАС РФ, также представителей из Конституционного Суда РФ. Активизировать в этом направлении, также работу Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ.

Наиболее активными субъектами обращения с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации по статистике являются федеральные районные суды общей юрисдикции. Это объясняется тем, что количество районных судов превышает количество судов арбитражной юрисдикции и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также в связи с тем, что ими рассматривается большее количество дел. Что касается мировых судей, то они реже обращаются с запросом о проверке конституционности закона в Конституционный Суд Российской Федерации исходя из специфики рассматриваемых мировыми судьями дел.

По данным С.А. Пунтуса в период 01.01.1995 по 01.01.2006 гг. количество обращений судебных органов в Конституционный Суд РФ составило:

— Суды общей юрисдикции — 47;

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ — 1;

— Арбитражные суды — 14.

Общее количество запросов — 59 (в трех случаях постановления КС РФ были вынесены одновременно по запросам суда общей юрисдикции и арбитражного суда) [13] .

По состоянию на 17.12.2008 г. Конституционным Судом РФ было рассмотрено 9 обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов [14] .

Список использованных источников

[1] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237.

[2] О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — N 13. — Ст. 1447.

[3] Кравец И.А. Конкретный конституционный контроль по запросам судов // Вестник НГУ. — Серия: Право. — 2007. — Том 3, выпуск 1. — С. 51.

[4] Пунтус С.А. Проверка конституционности законов по запросам судов Конституционным Судом Российской Федерации: монография / С.А. Пунтус. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006. — С. 89

[5] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52. — Ст. 4921.

[6] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 46. — Ст. 4532.

[7] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 30. — Ст. 3012.

[8] Кравец И.А. Указ. соч. С. 52.

[9] Цит по: Анишина В.И. Обращение судов в Конституционный Суд РФ: общие требования к содержанию запроса (оценочные критерии допустимости) // Российская юстиция. — 2005. — N 9. — С. 46-47.

[10] «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 года N 1740 // Собрание законодательства РФ. — 2007. — N 53. — Ст. 6547.

[11] Брежнев О.В. Процессуальные аспекты деятельности Конституционного Суда РФ: проблемы и пути их решения // Конституционное и муниципальное право. — 2003. — N 2. — С. 5-6.

[12] О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — N 8. — Ст. 366.

[13] Пунтус С.А. Указ. Соч. С. 79.

[14] Статистика предоставленная Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации.

Юрист ООО «Гарант-Право», аспирант ФГОУ ВПО «СибАГС»

Запрос в конституционный суд

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации.

2. Назначить представителями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении в Конституционном Суде Российской Федерации указанного запроса председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Клишаса Андрея Александровича и первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александрова Алексея Ивановича.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания

Москва
24 июня 2020 года
N 216-СФ

Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (город Москва, улица Большая Дмитровка, дом 26)

Члены Совета Федерации А.А.Клишас и А.И.Александров

Акт, подлежащий толкованию:

Основания к рассмотрению:

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 38 и 105 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2020 года N 216-СФ «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (город Москва, улица Большая Дмитровка, дом 26) просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации.

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации в том смысле, является ли пятилетний срок, на который избирается Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), исключающим возможность переноса в конституционно значимых целях даты выборов депутатов Государственной Думы таким образом, чтобы продолжительность полномочий Государственной Думы в месячном выражении незначительно уменьшилась или увеличилась относительно шестидесяти месяцев, календарно сопоставимых с пятью годами.

Фактической предпосылкой для запрашиваемого толкования является инициатива депутатов Государственной Думы о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы на третье воскресенье сентября 2020 года исходя в том числе из того, что это может стать стимулом для повышения электоральной активности и формирования эффективной системы политической конкуренции.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 февраля 2020 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Поскольку указанный конституционный срок Государственной Думы шестого созыва истекает в первое воскресенье декабря 2020 года, проведение выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2020 года приведет к тому, что исчисленный в месячном выражении срок полномочий Государственной Думы шестого созыва будет менее шестидесяти месяцев.

Позиция заявителя по вопросу предлагаемого изменения дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы и необходимости толкования в связи с этим части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации заключается в следующем.

Как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации, изменение федерального законодательства в целях синхронизации сроков проведения выборов, совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования является достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Что касается Государственной Думы, то возможность корректировки регулирования срока ее полномочий в связи с введением единого дня голосования и проведением в этот день выборов всех уровней законодательством пока не предусматривалась.

Читать еще:  Как опротестовать решение мирового судьи

Перенос на более ранний срок дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва приведет к расхождению календарного и действительного сроков полномочий Государственной Думы шестого созыва.

Сама по себе возможность несовпадения указанных сроков полномочий Государственной Думы заложена в конституционных нормах, предусматривающих ее роспуск, а также в совокупности положений частей 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации, устанавливающих право Президента Российской Федерации созвать первое заседание Государственной Думы ранее чем на тридцатый день после ее избрания и прекращение полномочий Государственной Думы прежнего созыва с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Такой вывод следует и из положений статьи 91 Федерального закона от 22 февраля 2020 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающих проведение повторных выборов.

Кроме того, незначительное расхождение между календарным и действительным сроками полномочий Государственной Думы допускалось ранее в связи с тем, что день голосования на выборах депутатов Государственной Думы определялся не всегда одинаково. Как показывает анализ федерального законодательства, указанные выборы проводились в первое, второе либо третье воскресенье декабря соответствующего года.

Следует отметить, что день голосования на выборах депутатов Государственной Думы устанавливается не только на основе части 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации о пятилетием сроке, на который избирается Государственная Дума, но и на основе части 1 статьи 99 Конституции Российской Федерации, определяющей важнейшую характеристику функционирования Федерального Собрания — постоянство его деятельности, которое в равной мере распространяется на обе палаты парламента.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 1999 года N 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации», постоянство деятельности парламента гарантируется в том числе строгой регламентацией периода формирования Государственной Думы, отсутствием (за исключением случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Государственной Думы прежнего и нового созывов. В целях обеспечения непрерывности работы Государственной Думы частями 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации определяется срок первого заседания Государственной Думы нового созыва — тридцатый день после ее избрания и момент прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва — с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2020 года (то есть в период действия Государственной Думы шестого созыва) соблюдаются требования указанных конституционных норм и тем самым обеспечивается непрерывность народного представительства.

Вместе с тем с учетом впервые планируемого переноса дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы на более ранний срок считаем, что часть 1 статьи 96 и части 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации требуют толкования с точки зрения возможности однократного сокращения в месячном выражении срока, на который избиралась Государственная Дума шестого созыва.

1. Копия постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2020 года N 216-СФ «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации» на 2 л. в 1 экз.

2. Копия настоящего запроса на 6 л. в 1 экз.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
электронный текст НТЦ «Система»

Жалоба в Конституционный суд

Конституционный суд Российской Федерации (КС) — независимый орган высшей судебной власти, осуществляющий контроль и судопроизводство по соответствию законодательных и нормативных актов основному закону государства. Согласно п. 4 ст. 125 Конституции РФ, в список полномочий КС входит рассмотрение жалоб граждан о нарушении их конституционных прав и свобод законодательными нормами. Т.е. если предметом несогласия являются положения нормативно-правового акта, на основании которых было вынесено несправедливое судебное решение, гражданин имеет полное право направить соответствующее заявление в Конституционную судебную инстанцию.

Требования к жалобе

Чтобы обращение было принято к рассмотрению КС РФ, необходимо соблюдение требований закона:

  1. Строгое соответствие компетенции КС.
  2. Аргументированность предъявляемых требований — заявителю необходимо доказать, что оспариваемые законодательные акты действительно противоречат Конституции РФ.
  3. Подача правомочным лицом — обращение не принимается от лица, чьи права и интересы не были задеты напрямую. При этом ущемление прав и свобод нужно будет доказать с помощью копии решения суда (Как подать жалобу в суд) или иного документа, подтверждающего применение противоречивого закона при вынесении судебного постановления
  4. Открытость данных о заявителе и других лицах и обстоятельствах, значимых при рассмотрении жалобы.
  5. Наличие необходимых документов.
  6. Соблюдение сроков обжалования.
  7. Заблаговременная оплата госпошлины.
  8. Корректность изложения и соблюдение делового стиля при написании.

Обязательные данные о заявителе

Любая официальная инстанция (и КС — не исключение) не принимает к рассмотрению жалобы, поданные анонимно. Суд должен быть осведомлен не только о ФИО и месте жительства заявителя, но и представленной ниже информации:

  1. ФИО и адрес лица, представляющего заявителя, его полномочия и ученая степень (если представитель — не адвокат).
  2. Полное наименование и местоположение госоргана, издавшего оспариваемый нормативный акт.
  3. Суть и реквизиты предположительно неконституционного закона с указанием проблемных, на взгляд заявителя, норм.
  4. Основные детали и ход рассмотрения дела, на исход которого повлиял сомнительный, с точки зрения конституционного права, документ.

Перечень сопроводительных документов

Неотъемлемым атрибутом заявления является пакет следующих документов:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • текст закона, предъявляемого к проверке на конституционность;
  • копия решения суда, основанного на предмете жалобы;
  • адвокатское удостоверение, ордер (если представитель не является адвокатом требуется подтверждение его учёной степени и доверенность);
  • показания свидетелей, экспертов и иные значимые для дела материалы — по необходимости.

Заявление вместе с документами и их копиями в единичном экземпляре подаётся в КС не позднее, чем через год после принятия последнего решения по делу с применением оспариваемого акта судом иной компетенции.

Расходы на рассмотрение

Размер государственной пошлины, оплачиваемой ещё до подачи заявления, установлен ст. 333.23 Налогового кодекса РФ и составляет 450 рублей. При этом от этой обязанности освобождаются:

  1. Герои Советского Союза или РФ.
  2. Полные кавалеры ордена Славы.
  3. Ветераны, инвалиды, бывшие военнопленные ВОВ;
  4. Бывшие узники мест принудительного содержания, организованных фашистами во время Второй мировой войны.

Квитанция для оплаты госпошлины

Форма составления

Конституционный суд принимает следующие формы обращений граждан:

  1. На бумажном носителе.
  2. В виде электронного документа.

На бумажном носителе

Заявление пишется от руки или набирается печатным текстом на листе A4 в соответствии со следующей структурой:

  • Часть I (вводная). Включает сведения о сторонах дела (заявителе, издателе оспариваемого акта, представителях) и о предмете жалобы (законе или его отдельных положениях).
  • Часть II. Перечисление конституционных норм, устанавливающих право на обращение в КС. Здесь же приводятся основания для подачи заявления.
  • Часть III. Производится раскрытие обстоятельств, послуживших поводом для обращения в КС (описание всех этапов рассмотрения дела, при разрешении которого были применены оспариваемые законодательные положения).
  • Часть IV. Аргументы и доводы касательно неправомерности предмета жалобы с подкрепляющими его позицию статьями Конституции РФ.
  • Часть V. Требования о признании неконституционными определенных актов или их частей.
  • Часть VI. Опись прилагаемых документов.

Стандартными для всех писем в госорганы являются следующие требования к тексту:

  • отказ от использования жаргонизмов, нецензурных выражений;
  • читаемость и понятный смысл написанного;
  • логичность построения изложения;
  • отсутствие оскорблений и угроз в адрес должностных лиц и их членов семьи.

С примером жалобы в КС можно ознакомиться здесь:

Электронным документом

Обращение набирается на ПК в формате электронного документа с расширениями .doc или .docx и сопровождается всеми необходимыми документами, переведенными в формат PDF, PNG или JPG (сфотографированными или отсканированными в хорошем качестве с различимой подписью и печатью, в чёрно-белом цвете и разрешении не менее 200 пикс/дюйм).

Все файлы, выражающие и аргументирующие жалобу, должны быть прикреплены к электронному письму. А в самом письме кратко излагается предмет обращения, указывается перечень прикрепляемых документов и других значимых материалов, а также количество страниц каждого из них.

Рекомендации по составлению

Для усиления жалобы можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Сделать акцент на полном соответствии обращения правовой позиции Конституционного суда (помочь в этом может анализ постановлений и уже рассмотренных КС жалоб).
  2. Сослаться на аналогичную практику Европейского суда по правам человека.
  3. Привести примеры, свидетельствующие о противоречивом толковании оспариваемой нормы.
  4. Напомнить о недопустимости формализма, когда суды чрезмерно акцентируют внимание на формальную сторону применения закона, забывая о сопутствующих этому фактических обстоятельствах (Постановление КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П и Определение от 12 июля 2006 г. № 267-О).
Читать еще:  Жалоба на судебное решение по гражданскому делу

Способы отправления

Для подачи жалобы в Конституционный суд РФ гражданин может выбрать любой из представленных ниже вариантов:

  • почтой или при личном визите в КС;
  • на электронный ящик;
  • через официальный сайт.

Фактические адреса Конституционного суда:

  1. Для почтовых отправлений — 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.
  2. Для личного визита — г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 (работает с 10:00 до 17:00 с понедельника по четверг и с 10:00 до 16:00 в пятницу и в предпраздничные дни, каждый рабочий день с 12:00 до 13:00 — перерыв).
  3. Представительство КС в Москве (ул. Ильинка, дом 21, подъезд № 3) уполномочено на предоставление консультаций по поводу составления подачи жалоб, но приемом и рассмотрением их не занимается.

Электронный ящик для подачи жалоб с усиленной КЭП: ksrf@ksrf.ru.

Чтобы пожаловаться в КС, можно также воспользоваться специальным сервисом на официальном сайте госоргана — https://petition.ksrf.ru. Но прежде, чем получить к нему доступ, заявителю необходимо будет пройти регистрацию:

  1. Заполнить электронную форму — ввести свои личные, контактные данные, ИНН.
  2. Прикрепить документальные подтверждения сведений о себе в формате отсканированных копий соответствующих страниц паспорта (разворот с фото — обязателен).
  3. Подтвердить аккаунт через электронную почту.

Форма для регистрации:

После этих действий возможность отправки сообщения станет доступна.

Последствия

Полученное обращение проходит первичную регистрацию и попадает на рассмотрение Секретариата, где его проверяют на соответствие подсудности КС, требованиям к форме составления и подачи, а также на уникальность (повторно отправленное обращение полежит возврату). При обнаружении нарушений заявителю направляется уведомление с просьбой устранить неточности в оформлении и содержании жалобы либо оплатить госпошлину. После устранения ошибок обращение может быть подано повторно.

Жалоба, прошедшая этап проверки, попадает к назначенным председателем КС судьям для предварительного рассмотрения, после чего назначается дата судебного заседания.

От момента регистрации обращения до принятия его к рассмотрению может пройти около трёх месяцев. А сам поставленный вопрос решается в суде в течение нескольких часов, если это не противоречит регламенту проведения заседания. В процессе участвуют:

  • заявитель;
  • государственный орган, выпустивший оспариваемый правовой акт, а точнее — его официальный представитель (руководитель, должностное лицо, которое подписало акт);
  • представители сторон (по желанию) — адвокаты или другие лица с ученой степенью в юриспруденции, способные подтвердить свою квалификацию документально.

Дополнительно при судебном разбирательстве могут присутствовать эксперты, свидетели, переводчики.

Принятое судом решение незамедлительно оглашается перед всеми участниками открытого заседания и в двухнедельный срок направляется сторонам процесса, а также публикуется в официальных изданиях органов власти и «Вестнике КС России». Его содержанием может стать как полное, так и частичное признание акта неконституционным, либо, наоборот, абсолютное подтверждение его соответствия положениям Конституции РФ с приведением дополнительного разъяснения.

В любом случае вынесенное КС постановление является в прямом смысле истиной в последней инстанции, так как, согласно ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ, не подлежит обжалованию, повторному рассмотрению и не требует подтверждения госоргана и должностных лиц для вступления в юридическую силу.

Удовлетворение требований заявителя влечет за собой:

  • утрату юридической силы оспоренного закона или правового акта;
  • аннулирование судебных решений и постановлений, вынесенных на основании ныне недействительных законах или их отдельных положениях;
  • принятие нормативного акта, заменяющего неконституционный полностью или частично, с внесением замечаний об утрате силы предыдущего;
  • пересмотр дела с учётом актуального законодательства.

Видео: Конституционный суд защищает собственников выморочного жилья

Законодательная база

Законодательные акты, регламентирующие подачу обращения в КС:

  1. «Конституция Российской Федерации».
  2. ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  3. Регламент Конституционного суда РФ.
  4. ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Дежурные юристы

Перечень прав пациента закреплен статьей 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан…

Роспотребнадзор – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор в сфере защиты…

Если действия индивидуального предпринимателя тем или иным образом ущемляют права и законные интересы…

Жалоба в Конституционный Суд РФ

Форма, которую устанавливают законодательные нормы Российской Федерации, является основным требованием при составлении гражданином жалобы, если человек хочет подать её в связи с нарушением основных прав и свобод в Конституционный суд.

Если обнаруживается, что этим минимальным требованиям жалобы не соответствует, судебный орган вправе отказаться её рассматривать. Уведомление об этом делает секретариат КС РФ.

Каковы же эти основные общие требования к составлению жалобы?

— уполномоченные лица ставят подписи под обращением в КС, которое подаётся в письменной форме; также имеется возможность подготовить электронное обращение через официальный сайт Суда, а также как электронный документ, который, правда, нужно заверить усиленной электронной подписью;

Примечание. Для Секретариата КС РФ само по себе наличие такой подписи (лица, уполномоченного её ставить) означает, что лицо, которое подаёт обращение, – надлежащее.

— обращение направляется по адресу коллегиального органа, в качестве которого и выступает источник конституционного контроля – непосредственно КС РФ;

Примечание. Не является надлежащим такое обращение, в котором в качестве адресата жалобы выступает непосредственно председатель или его зам., любой иной судья или судья-секретарь.

— обязательно нужно указывать личные данные, а именно: полное ФИО, адрес места регистрации и прочее;

— обязательны объективные данные о представителе, если таковой имеется у подающего заявление гражданина;

— в обращении необходимо точно указывать и название, и адрес госоргана, который явился источником издания нормативного акта, подлежащего проверке;

— на усмотрение лица, подающего заявление, нужно обязательно сослаться на те нормы Конституции и закона о КС РФ, на основании которых возникает право на обращение;

— номер и название, дата публикации / принятия и источник публикации, а также другие точные данные должны быть обязательно указаны в случае, если гражданин требует толкования положения Конституции;

— в рамках заявления лицо обязано чётко изложить собственную позицию, указав на её основание, дав ссылки на нормативные акты Конституции;

Примечание. Вынесенное по итогам рассмотрения жалобы решение Суда не выходит за рамки предметного разбирательства, то есть не касается иных конституционных норм.

Жалоба должна содержать чётко сформулированные в отношении Конституционного Суда требования, которые логичным образом выходил из сути жалобы-заявления.

Документы, которые нужно представить, приложить к заявлению – ниже приводится их перечень:

— непосредственно текст той части Конституции, которая подлежит толкованию;

— если лицо пользуется услугами доверенного представителя (за исключением случаев, когда представительство происходит по должности), то обязательно предоставить доверенность (или аналогичный документ);

— ксерокопии тех документов, которые могут подтвердить правомочность выступления в КС РФ как представитель;

— платёжный документ, подтверждающий оплату госпошлины;

— заверенный нотариально перевод на русский язык тех материалов, которые относятся к делу, но изложено на другом языке.

Также обязательно предоставление списков свидетелей и лиц, выступающих в качестве экспертов, которые будут вызвано на заседание КС, равно как и иные документальные сведения.

Те документы, которые предполагаются законом для предъявления, должны подавать вместо с копией непосредственно обращения.

Прикладывать копию обращения, а также других материалов, относящихся к делу, нет необходимости, если они подаются в электронном виде через интернет.

Какова стоимость подачи жалобы в Конституционный суд (размер госпошлины):

— запрос и ходатайство обойдутся в 6750 рублей;

— жалоба организации оплачивается пошлиной в том же размере – 6 750 рублей;

— жалоба гражданина потребует расходов в виде 450 рублей.

В зависимости от того, каково реальное материальное положение лица, КС может принять отдельное решение о уменьшении размера пошли, а также о полном освобождении от её уплаты.

Когда производство по делу прекращается, а также в том случае, если обращение в конечном итоге не принято к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, оплаченная пошлины возвращается заявителю в полном объёме.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector