0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авторские права в россии

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Main menu

Авторские права: основные положения

В главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

1. Авторские права: объекты

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права .

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

3. Авторские права: возникновение и регистрация

Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:

  • письменная форма выражения
  • устная форма выражения
  • форма изображения
  • аудио- или видеозапись
  • иные формы

В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.

Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. Регистрация программы для ЭВМ удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах .

4. Виды авторских прав.

Виды авторских прав наглядно представлены на схеме.

А) Личные неимущественные права включают:

  1. Право авторства – право признаваться автором произведения
  2. Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  3. Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  4. Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  5. Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

В) Иные авторские права, к которым относятся:

  1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
  2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения .

5. Исключительное право на произведение.

Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

  1. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
  2. Публичного показа и исполнения
  3. Распространения экземпляров произведения
  4. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
  5. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
  6. Перевода и переработки в иных формах.

Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя .

6. Авторские права: срок действия.

Срок действия авторских прав зависит от их вида:

  1. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
  3. Право доступа действует в течение жизни автора.
  4. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.

После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами .

7. Территория действия авторских прав.

Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.

Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Полезные ссылки по теме “Авторские права”:

Авторское право: структура и основные положения

Доброго времени, уважаемые.

Этот пост посвящён разъяснению структуры авторского права и некоторых основных положений в его регулировании.

Примечание: рассматривается законодательство РФ. В других странах бывшего СССР законодательство несколько отличается, но в самых общих чертах (в силу необходимости соответствия международным договорам в этой сфере) более-менее одинаково.

Дисклеймер: материал сильно упрощён в целях доступности для понимания без особого напряжения.

Многие люди путают авторское право с патентным правом и правами на товарные знаки. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. Проще говоря, фотографии, произведения живописи, музыкальные композиции, иконки, дизайн, фильмы, литературные произведения, программы, даже пантомимы и многое-многое другое — это всё объекты авторского права.

Стоит заметить, что авторское право — это на самом деле термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительное (имущественное) право, личные неимущественные и иные права.

Для наглядности это можно выразить в виде небольшой схемы:

Личные неимущественные и иные права неотчуждаемы.

Т.е., например, право авторства нельзя кому-то передать. Если фото с котиком сделали Вы, именно Вы всегда останетесь автором этого фотографического произведения. И ни при каких условиях нельзя передать право авторства другому лицу.

Наиболее важный экономический смысл и интерес для большинства представляет именно исключительное право (при переводе с английского часто встречается термин — «эксклюзивное право»), которому и целесообразно уделить повышенное внимание.

Исключительное авторское право — это право использовать объект авторского права а также распоряжаться им.

Читать еще:  Заявление на потерю паспорта

Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Когда кто-то говорит «продал права на песню» — имеют в виду как раз распоряжение исключительным правом.

Для упрощения понимания можно провести условную аналогию исключительного права с правом собственности. Однако важно заметить, что право собственности на носитель не связано с исключительным правом на произведение, выраженное в этом носителе. Т.е. покупая магнитик на холодильник с фотографией, исключительное право на это фото покупателю не переходит.

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией (да, той самой) предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. РФ, как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора. После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain), и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому не копейки.

Использование чужих объектов авторского права без разрешения правообладателя — это зачастую нарушение исключительного авторского права. Но не всегда. Закон предусматривает ряд исключений для свободного использования, когда не требуется ни разрешение, ни выплата вознаграждений.

Одним из таких способов является использование произведений в качестве иллюстраций в материалах учебного характера (при условии указания имени автора и источника заимствования).

И если допустить, что эта заметка носит учебный характер, то вот вам пример такого использования кота в студию:

Автор — Бардов А.Л., из личного архива.

В таком случае при корректном указании реального автора и источника заимствования (ссылка на сайт — вполне сгодится) проблем, скорее всего, не будет.

Теперь немного по самым основным аспектам:

1. Авторское право возникает в момент создания произведения. Никакой регистрации или иных формальностей не требуется. Строго говоря, среди объектов авторских прав регистрировать в РФ в принципе можно лишь права на программы и базы данных, но и это не является обязательным.

2. «По умолчанию» считается, что любой результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом. Т.е. потенциально каждая фотография, каждый «квадрат Малевича» и детский рисунок — объект авторского права, пока не доказано иное.

3. Также «по умолчанию» считается, что указанное на экземпляре произведения в качестве автора лицо — является настоящим автором. Отсюда и «вотермарки» на фотографиях.

4. Закон не делает различий между коммерческим и некоммерческим использованием. Нарушение при использовании без согласия и вне установленных пределов свободного использования будет в любом случае, а вот уже его правовые последствия (например, в виде размера компенсации) могут отличаться.

5. Выложенное в интернете нельзя просто так взять и использовать. Если кто-то выложил чудные фото на своём сайте, это не значит, что он утратил права на эти фото. Это заблуждение вышло боком многим наивным лицам.

6. Значок «С» в кружочке» (именуемый нередко как «значок копирайта») абсолютно необязателен. Указан он или нет — не имеет принципиально никакого значения. Никакого обязательного порядка указания автора тоже нет. Указывать своё имя на экземпляре — это право, а не обязанность.

7. Идеи не охраняются авторским правом.

8. Времена, когда можно было беззаботно думать, что «в России за нарушение авторских прав не наказывают» давно прошли. Поток судебных дел по защите авторских прав — колоссален, и суммы взысканий порой весьма внушительные. Непринуждённо взяв чужое, можно нажить себе очень крупных проблем.

И важное дополнение:

зачастую за каждой удачной фотографией, потрясающим видеороликом или изумительной музыкальной композицией «стоят» многочисленные неудачные попытки, бессонные ночи творцов, гектолитры выпитого кофе, километры отчаяния и клочья поседевших волос. Сделать хороший контент — это, как правило, означает приложить серьёзные усилия и затратить значительные ресурсы. Давайте это уважать 🙂

Надеюсь, материал был полезен. Если есть вопросы — пишите в комментариях, по возможности отвечу.

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Доказать факт неправомерного распространения контрафактных материальных носителей можно не только с помощью товарного или кассового чека, или свидетельских показаний (статья 493 ГК РФ), но и на основании, например, аудио- или видеозаписи.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

5. Об ответственности информационного посредника

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Если владелец сайта вносит коррективы в неправомерно размещенный третьими лицами материал, то вопрос об отнесении его к информационным посредникам решается в зависимости от степени активности в формировании размещаемых материалов и от того, получал ли он от этого доходы.

6. Авторское право

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

Творческий характер произведения не зависит от того, создавал ли автор его собственноручно или с помощью технических средств. При этом, если произведения созданы с использованием технических средств, но не имеют творческого характера, то они не являются объектами авторских прав. Например, фото- и видеосъемка камер наблюдения, сделанная в автоматическом режиме.

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.
Читать еще:  Что делать если потерял военный билет россия

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Автор может обратиться за защитой прав именно на персонаж как часть произведения только в том случае, если докажет, что персонаж является самостоятельным результатом творческой деятельности. При этом учитывается, обладает ли персонаж индивидуализирующими его признаками: внешний вид, характер, отличительные черты (мимика, речь), и др., т.е. насколько он узнаваем вне пределов произведения.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

Что касается свободного использования произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ), то нужно учесть:

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

Перечень является открытым: объекты, прямо не перечисленные в пункте 5 статьи 1350 ГК РФ, не являются изобретениями, если они не отвечают определению, данному в пункте 1 этой статьи.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

Словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» и «Россия» являются, в том числе, «российский», а не «русский».

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

Читать еще:  Что делать если потерял документы

19. О доменном имени

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.

При этом смешение возможно:

  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Авторское право: структура и основные положения

Доброго времени, уважаемые.

Этот пост посвящён разъяснению структуры авторского права и некоторых основных положений в его регулировании.

Примечание: рассматривается законодательство РФ. В других странах бывшего СССР законодательство несколько отличается, но в самых общих чертах (в силу необходимости соответствия международным договорам в этой сфере) более-менее одинаково.

Дисклеймер: материал сильно упрощён в целях доступности для понимания без особого напряжения.

Многие люди путают авторское право с патентным правом и правами на товарные знаки. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. Проще говоря, фотографии, произведения живописи, музыкальные композиции, иконки, дизайн, фильмы, литературные произведения, программы, даже пантомимы и многое-многое другое — это всё объекты авторского права.

Стоит заметить, что авторское право — это на самом деле термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительное (имущественное) право, личные неимущественные и иные права.

Для наглядности это можно выразить в виде небольшой схемы:

Личные неимущественные и иные права неотчуждаемы.

Т.е., например, право авторства нельзя кому-то передать. Если фото с котиком сделали Вы, именно Вы всегда останетесь автором этого фотографического произведения. И ни при каких условиях нельзя передать право авторства другому лицу.

Наиболее важный экономический смысл и интерес для большинства представляет именно исключительное право (при переводе с английского часто встречается термин — «эксклюзивное право»), которому и целесообразно уделить повышенное внимание.

Исключительное авторское право — это право использовать объект авторского права а также распоряжаться им.

Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Когда кто-то говорит «продал права на песню» — имеют в виду как раз распоряжение исключительным правом.

Для упрощения понимания можно провести условную аналогию исключительного права с правом собственности. Однако важно заметить, что право собственности на носитель не связано с исключительным правом на произведение, выраженное в этом носителе. Т.е. покупая магнитик на холодильник с фотографией, исключительное право на это фото покупателю не переходит.

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией (да, той самой) предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. РФ, как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора. После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain), и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому не копейки.

Использование чужих объектов авторского права без разрешения правообладателя — это зачастую нарушение исключительного авторского права. Но не всегда. Закон предусматривает ряд исключений для свободного использования, когда не требуется ни разрешение, ни выплата вознаграждений.

Одним из таких способов является использование произведений в качестве иллюстраций в материалах учебного характера (при условии указания имени автора и источника заимствования).

И если допустить, что эта заметка носит учебный характер, то вот вам пример такого использования кота в студию:

Автор — Бардов А.Л., из личного архива.

В таком случае при корректном указании реального автора и источника заимствования (ссылка на сайт — вполне сгодится) проблем, скорее всего, не будет.

Теперь немного по самым основным аспектам:

1. Авторское право возникает в момент создания произведения. Никакой регистрации или иных формальностей не требуется. Строго говоря, среди объектов авторских прав регистрировать в РФ в принципе можно лишь права на программы и базы данных, но и это не является обязательным.

2. «По умолчанию» считается, что любой результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом. Т.е. потенциально каждая фотография, каждый «квадрат Малевича» и детский рисунок — объект авторского права, пока не доказано иное.

3. Также «по умолчанию» считается, что указанное на экземпляре произведения в качестве автора лицо — является настоящим автором. Отсюда и «вотермарки» на фотографиях.

4. Закон не делает различий между коммерческим и некоммерческим использованием. Нарушение при использовании без согласия и вне установленных пределов свободного использования будет в любом случае, а вот уже его правовые последствия (например, в виде размера компенсации) могут отличаться.

5. Выложенное в интернете нельзя просто так взять и использовать. Если кто-то выложил чудные фото на своём сайте, это не значит, что он утратил права на эти фото. Это заблуждение вышло боком многим наивным лицам.

6. Значок «С» в кружочке» (именуемый нередко как «значок копирайта») абсолютно необязателен. Указан он или нет — не имеет принципиально никакого значения. Никакого обязательного порядка указания автора тоже нет. Указывать своё имя на экземпляре — это право, а не обязанность.

7. Идеи не охраняются авторским правом.

8. Времена, когда можно было беззаботно думать, что «в России за нарушение авторских прав не наказывают» давно прошли. Поток судебных дел по защите авторских прав — колоссален, и суммы взысканий порой весьма внушительные. Непринуждённо взяв чужое, можно нажить себе очень крупных проблем.

И важное дополнение:

зачастую за каждой удачной фотографией, потрясающим видеороликом или изумительной музыкальной композицией «стоят» многочисленные неудачные попытки, бессонные ночи творцов, гектолитры выпитого кофе, километры отчаяния и клочья поседевших волос. Сделать хороший контент — это, как правило, означает приложить серьёзные усилия и затратить значительные ресурсы. Давайте это уважать 🙂

Надеюсь, материал был полезен. Если есть вопросы — пишите в комментариях, по возможности отвечу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector