49 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материальное стимулирование госслужащих в 2020 году

Правительство резко увеличит расходы на мотивацию госслужащих

Правительство в 2019–2020 годах резко увеличит бюджетные ассигнования на «материальную мотивацию» чиновников, следует из проекта федерального бюджета, с которым ознакомился РБК. Документом предлагается зарезервировать на эти цели 138,6 млрд руб. в 2020 году и 208,9 млрд руб. в 2020 году. Это, соответственно, на 39 млрд и 109 млрд руб. больше, чем предусмотрено действующим законом о бюджете. В 2021 году на материальную мотивацию госслужащих предложено выделить еще больше — 284,4 млрд руб.

Проект бюджета будет рассматриваться 20 сентября на заседании правительства.

В том числе предлагается зарезервировать 375 млн руб. в 2020 году на стимулирование федеральных госслужащих, участвующих в реализации национальных и федеральных проектов. Национальные проекты (их 12) организованы в рамках майского указа президента о стратегических задачах до 2024 года, в их составе планируется утвердить 67 федеральных проектов.

Те 493 млрд руб., которые закладываются на 2020 и 2021 годы, предполагается использовать на «поэтапное увеличение гарантированной части денежного содержания (постоянной части зарплаты. — РБК), материальное стимулирование, а также пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих», следует из проекта бюджета.

Борьба за престиж госслужбы

Резерв на выплаты чиновникам в 2019–2021 годах — следствие подписанного в августе 2020 года указа президента Владимира Путина «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2016–2018 годы». Этим указом Путин поручил правительству добиться повышения престижа гражданской службы. «До 2020 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания», — ставилась цель в документе.

Согласно «дорожной карте» правительства по реализации президентского указа о госслужбе, Минтруд совместно с Минфином и Минэкономразвития в четвертом квартале 2020 года должен подготовить изменения в законодательство, предусматривающие совершенствование системы материального стимулирования чиновников, увеличения гарантированной части их денежного содержания, а также повышения в оплате труда доли, обусловленной эффективностью их работы.

РБК направил запрос в Минтруд с просьбой уточнить, какие меры по совершенствованию системы материального стимулирования чиновников предлагает министерство. Пресс-служба Минтруда сообщила только, что ведомство «прорабатывает вопрос».

Из чего складывается оплата труда госслужащих

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Идея увеличения в оплате труда госслужащих доли, связанной с реальной эффективностью их работы, существует давно, но на практике внедряется с трудом, сообщил РБК заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. «Все, что касается внедрения каких-либо форм повышения эффективности работы государственных служащих, наталкивается на сопротивление или на негативные результаты», — указал он. Впрочем, по его словам, сейчас гораздо легче сформировать KPI для чиновников в силу того, что национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года сформулированы достаточно четко и они могут быть доведены до конкретного госслужащего. «То есть могут быть определены KPI ведомств, от ведомств к подразделениям, от подразделений к сотрудникам», — пояснил он.

По данным Росстата, средняя зарплата госслужащих в федеральных органах в 2020 году составила 118,8 тыс. руб. в месяц, но это данные только по центральным аппаратам министерств и ведомств (то есть без учета территориальных органов). Кроме того, в министерствах и ведомствах есть серьезные различия в зарплатах руководящего состава и рядовых сотрудников, говорит Климанов. По его словам, «перелом» в уровне зарплат наступает на уровне замдиректоров департаментов и начальников отделов, тогда как госслужащих среднего и младшего звена нельзя назвать высокооплачиваемыми сотрудниками.

Материальное стимулирование работников аппарата суда в 2020 году

Ввиду ранее опубликованных материалов о судебной системе на горячую линию поступают вопросы, касающиеся материального стимулирования работников аппарата суда в 2020 году. И хотя данный вопрос явно не относится к компетенции юриста, мы решили собрать всю известную информацию по данной теме.

Отвечает главный редактор сайта Дмитрий Кузьмин.

Исходя из мониторинга профессиональных сообществ работников аппарата суда в социальных сетях и имеющейся в них как официальной, так и инсайдерской информации, можно однозначно сделать следующие выводы про материальное стимулирование работников аппарата суда в 2020 году.

Когда выплатят матстимулирование госслужащим суда?

Сроки и порядки выплат, с большой долей вероятности, будут аналогичны предыдущим периодам.

Первым делом в Правительстве РФ должно быть принято постановление о выделении необходимых бюджетных средств. Данное постановление является секретным, имеет гриф «ДСП» (для служебного пользования) и найти его в открытом доступе не представляется возможным. Ориентировочный срок принятия постановления – февраль-март.

В дальнейшем постановление и лимиты бюджетных обязательств доводятся до региональных УСД, после чего начинается распределение денежных средств и соответствующая выплата.

Единого порядка выплат стимулирования госслужащим в регионах нет. Исходя из опыта, в судах материальное стимулирование может быть выплачено:

  • Регулярными ежемесячными доплатами к денежному содержанию;
  • Ежеквартальными выплатами;
  • Разовыми поощрительными суммами.

Однако есть информация, что материальное стимулирование будет выплачиваться равномерно и ежемесячно с момента «открытия» лимитов (апрель-май) и до конца года. Это сделано во избежание имевших место увольнений работников суда после получения всех сумм выплат в регионах, где дополнительные средства выплачивались разом.

Размер материального стимулирования в 2020 году

Материальное стимулирование госслужащим суда в 2020году выплатят как минимум в размере, не меньше предыдущего года, а то и больше. Об этом свидетельствует незначительно увеличенная статья расходов государственного бюджета на 2020 год на финансирование работников судебной системы.

В сообществе работников суда ВКонтакте «Аппараты всех судов, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!» vk.com/courts имеется копия официального ответа на вопрос о материальном стимулировании.

Читать еще:  Статья за кражу в особо крупных размерах

Приводим его ниже.

Как видим, по официальной информации стоит ожидать даже увеличения выплат на материальное содержание госслужащих судов в 2020 году.

Сколько окладов материального стимулирования работникам суда будет выплачено?

Исчисление материального стимулирования работникам суда в окладах является условной оценкой объемов дополнительных выплат. Как правило, средства рассчитываются единой суммой, а на количество окладов делятся для удобства бухгалтерии и работников суда.

Так, например, за предыдущие годы было выплачено:

  • За 2020 год: примерно 17-18 окладов
  • За 2020 год: 18-22 оклада
  • За 2020 год: 30 окладов

Применительно к 2020 году, число окладов материального стимулирования не может составлять менее 30-32 окладов государственного гражданского служащего суда.

Кому выплатят материальное стимулирование из работников суда?

Правом на получение матстимулирование будут обладать все действующие работники суда, за исключением:

  • Лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • Лиц, уволенных до даты выплаты материального стимулирования.

Так же возможно пропорциональное уменьшение размера выплат пропорционально отработанному времени, с вычетом периодов:

  • Нахождения на больничном;
  • Нахождения в отпуске без сохранения денежного содержания.

Урезанное материальное стимулирование получат работники суда, подвергнутые дисциплинарным взысканиям.

Обращаем внимание, что в каждом регионе на уровне УСД или судов могут быть приняты иные правила и порядок распределения материального стимулирования.

При появлении актуальной информации данный материал будет обновлен – сохраните в закладках, чтобы не пропустить обновления!

Повышение зарплат аппарату суда в 2020 году в России

Зарплаты работников судебного аппарата — больная тема для системы правосудия в России. Накануне мы рассказывали о повышении зарплат судьям в 2020 году . Индексация для них компенсирует инфляцию и сохраняет реальный размер заработка. Но стараниями государства (в том числе лично главы Верховного Суда Вячеслава Лебедева) зарплаты судей давно приведены к приличному уровню. Чего не скажешь о тех, кто выполняет основную черновую работу — сотрудниках аппарата. Их заработок неприлично мал. Разберёмся с последними новостями по поводу повышения зарплат аппарату суда в России в 2020 году — чего ждать секретарям и помощникам судей в следующем году.

Низкие зарплаты аппарата суда в России и текучка кадров

На работниках судебного аппарата лежит колоссальная “черновая” работа. Сотрудники должны готовить огромные объемы документов. Российские суды в большинстве своём загружены до предела. При этом зарплаты работников аппарата в регионах унизительно малы — около 15-20 тысяч рублей в месяц.

В свежем материале “Независимой газеты” за авторством кандидата юридических наук Максима Никонова приводятся ещё более грустные цифры. По данным Никонова, сотрудники аппарата получают от 9 тысяч рублей в месяц (секретари суда) до 15-17 тысяч рублей (помощники судей).

Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов рассказывает — в некоторых судах страны текучесть аппаратных кадров составляет 100% в год. То есть, за 12 месяцев состав аппарата в таких судах полностью меняется.

Почему так происходит — вполне понятно. Во-первых, заработок совершенно не соответствует тому объёму работы, который приходится выполнять секретарям и помощникам. Во-вторых, требования к работникам аппарата достаточно высокие — они как минимум должны иметь высшее юридическое образование.

В судебный аппарат обычно приходят выпускники юридических факультетов российских вузов. Понятно, что амбиции таких выпускников куда шире, чем работа за 15 тысяч рублей в месяц.

При этом нельзя сказать, что сама судебная система этой ситуацией никак не озабочена. Ещё 15 ноября 2020 года Пленум Верховного Суда решил внести в Госдуму проект закона “О судебной службе”. В частности, законопроект предполагал, что сотрудники аппарата суда будут получать зарплату, состоящую из двух окладов (по должности и по классному чину) и премий, аналогичных тем, что получают сами судьи.

В феврале 2020 года проект закона оказался в Госдуме с обязательным отзывом правительства. Отзыв этот был отрицательный. В кабмине раскритиковали документ и за то, что тот повторяет многие положения закона “О государственной службе”, и — самое главное — за то, что он увеличит нагрузку на бюджет.

Повышение зарплат сотрудникам аппарата суда в 2020 году

Последнее на сегодня повышение заработных плат работников судебного аппарата в России произошло в октябре 2020 года. И для судей, и для сотрудников аппарата процент индексации был одинаковым — 4,3%. Этот процент — официальная инфляция за 2020 год. Перерасчёт затронул работников федеральных судов.

Пока законодательство в отношении работников аппарата не изменилось, индексации их заработков будут проводиться по той же самой схеме. В октябре 2020 года зарплаты вырастут на процент инфляции 2020 года. Предварительно речь идёт о величине в 3,8%.

Более существенного повышения зарплат аппарату суда в 2020 году ждать не стоит. В том числе из-за политики государства в отношении таких сотрудников.

Как бы мало ни платили работникам судебного аппарата и какой бы высокой ни была текучка кадров, особого некомплекта в судах нет. На место одних работников приходят другие. Благо, юридических факультетов в российских вузах более чем достаточно, и не все их выпускники находят себе работу по специальности.

Помимо того, что кто-то из сотрудников аппарата работает в суде временно, подыскивая себе другую работу, есть и те, кто трудится “за идею”. Выпускники юридических вузов надеются сделать судебную карьеру с самого низа. Они готовы поработать два-три года за копейки с тем, чтобы затем перейти на работу судьи.

Есть и третья категория — те, кто начинает работать в судебном аппарате в надежде на карьеру, а затем просто втягивается. Что-то менять уже не хочется, а когда жизнь заставляет искать какую-то более оплачиваемую работу и становится ясно, что судьёй стать не удастся, человеку приходится начинать всё с нуля в другой сфере деятельности.

Если же речь идёт о небольшом провинциальном городе, то и зарплата в 15 тысяч рублей становится нормальной. Столько же платят кассирам в условной “Пятёрочке”, а других вариантов трудоустройства всё равно нет.

Читать еще:  Возмещение ущерба это

Понятно, что при такой текучке кадров работники аппарата суда совершенно разобщены. Они не могут как-то объединиться и что-то требовать для себя от государства. Поэтому правительство страны в принципе всё устраивает, менять что-то и увеличивать расходы на судебный аппарат ему ни к чему.

Какая зарплата госслужащих с 01.01.2020 и 01.04.2020 года в РФ: размер, индексация, повышение — последние новости

Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2020 — 2021 годы» прописана необходимость в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок — 1 апреля 2020 и 2021 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.

Зарплату с 1 января 2020 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2020 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений, госуправленцам, а также сотрудникам правоохранительных органов. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей (воспитателей детских садов), работников культуры и других представителей социальной сферы.

Прибавку к зарплате должны ощутить также инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, электромонтеры, слесари, сантехники, техники, уборщики служебных помещений), специалисты по соцработе, комплексной реабилитации, социальные психологи, бухгалтеры, юристы, кадровики. А также — спасатели, пожарные, океанологи, гидробиологи, метеорологи, работники селекционно-семеноводческих центров, лесники и прочие государственные (муниципальные) служащие.

Вместе с тем, повышение зарплат госслужащим в 2020 году связано с их запланированным масштабным сокращением на федеральном, региональном и муниципальном уровне. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Читать еще:  Как восстановить трудовую книжку при потере

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2020 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector