0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Потерпевший по делу об административном правонарушении

Статья 25.2. Потерпевший

СТ 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По смыслу ст. 52 Конституции РФ закон охраняет права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, в том числе вследствие административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

2. Причиненный в результате административного правонарушения физический вред, как правило, выражается в легком вреде здоровью. Правонарушения, причинившие тяжкий или средней тяжести вред здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью связан с его кратковременным (до 21 дня) расстройством или незначительной стойкой (до 10%) утратой общей трудоспособности.

Имущественный вред (например, повреждение автомобиля) в основном является мелким ущербом. Оценка ущерба крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Согласно комментируемой статье причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью — ст. 20.1 КоАП РФ).

3. Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, причем как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела.

4. Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение) одновременно с наложением административного взыскания вправе судья в процессе рассмотрения дела. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом только в порядке гражданского судопроизводства. Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате правонарушения. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

5. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.5, 25.13, 26.2, 26.3, 30.1 КоАП РФ), пользоваться иными процессуальными правами. Так, законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, либо являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (ст. 25.10 КоАП).

О законных представителях физических и юридических лиц см. соответственно комментарий к ст. ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ.

6. Одно из важнейших прав потерпевшего — заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта (см. комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ). Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

7. Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Формально в комментируемой статье ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным ст. 25.6 КоАП РФ для свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

Представляется, что в праве опроса потерпевшего в качестве свидетеля имеется серьезное законодательное противоречие. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля. Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

8. Комментируемой статьей установлено, что дело об административном правонарушении разбирается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статья 25.2 КОАП РФ. Потерпевший

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 25.2 КОАП РФ

1. Статья 52 Конституции РФ в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международно-правовыми документами устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений власти охраняются законом. Нормы комментируемой статьи Кодекса направлены на обеспечение прав граждан и юридических лиц, которым причинен ущерб в результате административных правонарушений, и тем самым на реализацию конституционного принципа охраны прав и законных интересов граждан и их организаций от любых неправомерных действий.

2. В части 1 данной статьи дается определение понятия «потерпевший» и перечисляются возможные виды причиненного вреда: физический, имущественный, моральный. Все три вида вреда могут быть причинены физическому лицу. Как правило, юридическому лицу может быть причинен имущественный ущерб, но вместе с тем в результате административного правонарушения может пострадать деловая репутация организации.

Читать еще:  Акт списания материалов на ремонт помещения

3. При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны оценивать последствия неправомерных действий и разъяснять потерпевшему его право обратиться с гражданским иском о возмещении ущерба в соответствующий суд. Необходимо также учитывать нормы ст. 4.7 Кодекса, согласно которой судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Если дело рассматривается иным органом или должностным лицом, вопросы возмещения имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

4. Комментируемая статья (ч. 2) определяет права потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении (по сути, аналогичные правам лица, привлекаемого к административной ответственности): знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.1, 25.5, 28.1.1, 28.2, 30.1). Потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения, требовать предоставления ему копии протокола. Потерпевшему вручаются копия постановления по делу и по его требованию иные процессуальные документы, принятые в ходе рассмотрения дела. Его ходатайства об отводе лица, участвующего в деле, или об отводе лица, рассматривающего дело, подлежат обязательному и немедленному рассмотрению.

5. Потерпевший обязан явиться по извещению субъекта административной юрисдикции, дать правдивые объяснения, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, хотя перечисленные обязанности непосредственно не упомянуты в данной статье.

6. Комментируемая статья (ч. 3) гарантирует потерпевшему право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, что предопределяет обязанность судьи, органа, должностного лица принять своевременные меры к извещению потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела.

7. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет возможность субъекту административной юрисдикции допросить потерпевшего в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 25.6, 29.4, 29.7).

Постановление № 4А-115/2016 от 10 мая 2020 г. по делу № 4А-115/2016

об отказе в удовлетворении жалобы на решения по делу об административном правонарушении

10 мая 2020 года город Иваново

Заместитель председателя Ивановского областного суда Гуськов Д.В., изучив жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области Когута В.Е. на решение Ленинского районного суда г.Иваново от 30 декабря 2020 года и решение Ивановского областного суда от 16 февраля 2020 года,

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области от 9 ноября 2020 года

Решением Ленинского районного суда г.Иваново от 30э декабря 2020 года указанное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением Ивановского областного суда от 16 февраля 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.

В жалобе заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области Когут В.Е. просит отменить обжалуемые судебные решения, указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не было допущено грубых нарушений процессуальных требований. Обращает внимание, что в КоАП РФ отсутствуют положения о письменной (аудио- или видео-) фиксации процессуальных действий в части разъяснения прав и обязанностей. При этом представителю юридического лица Бачугину С.В. были разъяснены процессуальные права и обязанности в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также положения ст. Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 51′ target=’_blank’>51 Конституции РФ, о чем взята соответствующая расписка, которая приобщена к материалам дела, неоднократное взятие такой расписки, также как и разъяснение прав и обязанностей, нормами КоАП РФ не предусмотрено, Бачугин С.В. не был лишен возможности реализовать свои права. Факт того, что Бачугину С.В. неоднократно напоминались его права в устной форме, ничем не опровергнут.

Полагает, что в связи с отсутствием процедуры признания лица потерпевшим, решение вопроса о признании или непризнании лица потерпевшим является правом, а не обязанностью административного органа. Ходатайств о признании потерпевшей по делу К.С.В. не заявляла и никаких доказательств причинения ей какого-либо вреда не предоставляла, обязанность по установлению факта причинения вреда и его размера лежит на суде, а не на административном органе; при этом факт подачи заявления, содержащего указание на событие административного правонарушения, еще не придает ей статуса потерпевшей. Считает, что не привлечение к участию в деле в качестве потерпевшей К.С.В. не может являться основанием для отмены постановления.

Указывает, что для достижения целей административного наказания не требуется установление точного количества пострадавших физических лиц, необходимо пресечь нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, привлечение одного лица в качестве потерпевшего ставит в неравное положение других лиц, которым потенциально нанесен вред.

Представитель ООО «ИВТБС» в возражении с поданной жалобой не согласился и просил оставить принятые судебные решения без изменения.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ООО «ИВТБС» Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области 9 ноября 2020 года было привлечено к административной ответственности по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность > Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде’ target=’_blank’>6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к хозяйственно-бытовому водоснабжению к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Все юридически значимые обстоятельства судом были выяснены и оценены. Ленинский районный суд г. Иваново обоснованно пришел к выводу о том, что административным органом допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, являющиеся безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении и возвратил дело на новое рассмотрение.

Доводы жалобы об отсутствии факта нарушения прав представителя Бачугина С.В. являлись предметом судебной проверки и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в судебных решениях.

Положения указанной нормы не ставят наличие статуса потерпевшего в зависимость от факта признания его таковым.

Как следует из пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из ч. 3 ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности > Статья 25.2. Потерпевший’ target=’_blank’>25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Читать еще:  Форма акта списания материалов

Поэтому довод жалобы о том, что факт подачи заявления, содержащего указание на событие административного правонарушения, еще не придает лицу статус потерпевшего, в данном случае К.С.В., не соответствует положениям закона и противоречит разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ.

Из содержания заявления К.С.В. (л.д.83-84) следует, что ООО «ИВТБС» ей систематически оказываются услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества.

При таких обстоятельствах, ссылка автора жалобы на то, что К.С.В. не ходатайствовала о признании ее потерпевшей и никаких доказательств причинения ей какого-либо вреда не предоставляла, является несостоятельной. Кроме того, заявление ходатайства о признании лица потерпевшим КоАП РФ не предусмотрено.

Согласно ч.2 ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности > Статья 25.2. Потерпевший’ target=’_blank’>25.2 КоАП РФ, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч.3 ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности > Статья 25.2. Потерпевший’ target=’_blank’>25.2 КоАП РФ).

Из ч.1 ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении > Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении’ target=’_blank’>29.7 КоАП РФ следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, в частности, разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Обязанность по выполнению этих требований возложена на лицо, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении.

Согласно материалам дела, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, в чьем производстве находилось дело об административном правонарушении, приведенные требования закона не выполнил, потерпевшую К.С.В. к участию в деле не привлек, права, указанные в ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности > Статья 25.2. Потерпевший’ target=’_blank’>25.2 КоАП РФ, ей не разъяснил, лишив ее тем самым возможности давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из изложенного, утверждение Когута В.Е. о том, что решение вопроса о признании или непризнании лица потерпевшим является правом, а не обязанностью административного органа, прямо противоречит нормам КоАП РФ.

Довод Когута В.Е. о том, что обязанность по установлению факта причинения вреда и его размера лежит на суде, а не на административном органе свидетельствует о полном незнании и непонимании закона, поскольку в соответствии со ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении’ target=’_blank’>26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, а согласно ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 24. Общие положения > Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях’ target=’_blank’>24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Суд при рассмотрении жалобы лишь проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.

Вопреки утверждению автора жалобы, факт привлечения одного лица в качестве потерпевшего не ставит в неравное положение других лиц, которым потенциально нанесен вред, поскольку они не лишены возможности обратиться с подобными заявлениями, либо ходатайствовать об участии в уже возбужденном деле об административном правонарушении.

Ссылка Когута В.Е. на то, то для достижения целей административного наказания не требуется установление точного количества пострадавших физических лиц, необходимо пресечь нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, на правильность выводов суда в данном случае не влияет.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных решений, допущено не было.

в удовлетворении жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области Когута В.Е. на решение Ленинского районного суда г.Иваново от 30 декабря 2020 года и решение Ивановского областного суда от 16 февраля 2020 года, отказать.

Административно-процессуальное право

Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях

Основные положения, связанные со статусом потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях, содержатся в ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Потерпевший»). Они сформулированы следующим образом:

«1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6 настоящего Кодекса».

Последнее означает, что он обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Он предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

При этом потерпевший вправе:

  • не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников 1 В статье 25.6 КоАП РФ под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. ;
  • давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  • пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
Читать еще:  Взыскание ущерба в порядке суброгации

Если потерпевший не достиг возраста четырнадцати лет, при его опросе обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии его законного представителя.

Защитник и представитель потерпевшего. Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях предусматривает, таким образом, возможность защиты его прав законными представителями. Эта возможность предоставлена как физическим, так и юридическим лицам.

Статья 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Законные представители физического лица») устанавливает, что защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют его законные представители 2 Представлять другое лицо в защите его прав могут лица, которые осуществляют данное полномочие по доверенности, либо лица, которые осуществляют данное полномочие на основе акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ими могут быть и лица, осуществляющие полномочие по защите прав потерпевшего на основании предписания закона. Такие лица называются законными представителями. . Ими могут быть родители, усыновители, опекуны или попечители потерпевшего.

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Законные представители юридического лица») устанавливает, что защиту прав и законных интересов данного лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Часть 3 ст. 28.6 КоАП РФ определяет следующее.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 (Административные правонарушения в области дорожного движения) КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10. (Постановление по делу об административном правонарушении) КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Показания потерпевшего. В содержание статуса потерпевшего входит признание доказательной силы в отношении его показаний. В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Доказательства») показания потерпевшего относятся к числу данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении — разумеется, если на их основании судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, может установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Статья 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что показания потерпевшего представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные в устной или письменной форме. Они отражаются:

  • в протоколе об административном правонарушении;
  • протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае необходимости показания потерпевшего записываются и приобщаются к делу.

В содержание статуса потерпевшего входит положение о компенсации расходов данного лица. Статья 25.14 устанавливает, что потерпевшему и его законным представителям возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. «Положение о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 140 указывает, что данные расходы включают в себя расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные.

Суточные не выплачиваются, если у потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Возмещение расходов, понесенных военнослужащим, вызываемым в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в качестве потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого (расходы на проезд до места вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные), производится этим судом или органом в месячный срок по установленным нормам на основании требования войсковой части. Непосредственно военнослужащим суд или орган никаких расходов не возмещает.

Возмещение потерпевшему имущественного ущерба. Существуют два способа возмещения имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения: в порядке производства по делу об административном правонарушении и в порядке гражданского судопроизводства. Выбор способа зависит от усмотрения должностного лица (судьи), рассматривающего дело об административном правонарушении. В соответствии с ч. 3 ст. 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, разбираются судом только в порядке гражданского судопроизводства.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья (орган, должностное лицо) должен оценивать последствия неправомерных действий и разъяснять потерпевшему его право обратиться с гражданским иском в соответствующий суд общей юрисдикции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector