0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Защита прав потерпевших

Защита прав потерпевших

Дмитриева Лиана Заршатовна, начальник отдела кадров прокуратуры Республики Башкортостан.

Как известно, в сфере борьбы с преступностью одной из острых проблем в нашей стране остается обеспечение действенной защиты прав и интересов лиц, пострадавших от преступлений. Как отмечается в Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 г. от 12 февраля 2008 г. и Специальном его докладе «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений» от 27 мая 2008 г., по статистике, ежегодно до 4 млн. человек, или каждый десятый житель России, становятся жертвой того или иного преступления.

Причем указывается, что, по оценкам экспертов, на одно зарегистрированное преступление приходится четыре незарегистрированных. Но в докладах в основном раскрывается правовое положение потерпевшего, говорится о серьезных недостатках действующего законодательства и потенциально массовом характере обусловленных ими нарушений прав потерпевших. При этом выделяются нарушения прав потерпевшего как участника уголовного процесса по вопросам доказывания, обеспечения безопасности, касательно возмещения материального и морального вреда от преступлений и т.д.

На этом фоне крайне актуальным остается вопрос о роли прокурора в защите прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. В этом контексте прежде всего отметим, что ст. 52 Конституции РФ гарантирует охрану прав потерпевших от преступлений и обеспечение им доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В ст. 6 УПК защита прав и законных интересов потерпевших поставлена на первое место. Тем самым российский законодатель этому вопросу придает приоритетное значение, учитывая, очевидно, международно-правовые положения. В частности, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г., требует, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв преступлений . В соответствии с Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» основной функцией уголовного правосудия должны быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего, запросы пострадавшего следует в большей степени учитывать на всех стадиях уголовного процесса . В Рекомендациях этого международного органа от 5 сентября 1996 г. «По политике борьбы с преступностью в изменяющейся Европе» содержится установка о том, что соблюдение интересов жертв правонарушений должно быть одной из фундаментальных функций уголовной юстиции.

Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: Норма, 2002. С. 169.
Совет Европы и Россия: Сб. документов. М.: Юрид. лит., 2004. С. 498.

В силу ст. 11 УПК РФ обеспечение потерпевшему возможности осуществления его прав возлагается на суд, прокурора, следователя и дознавателя. Эту свою обязанность прокурор реализует в рамках полномочий, обозначенных в ст. 37 УПК. В этой норме хотя и не указывается обязанность прокурора по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, но это следует из ст. ст. 1, 27, 29 Закона о прокуратуре. По смыслу Конституции РФ, УПК, Закона о прокуратуре в своей деятельности прокурор должен руководствоваться не только отечественным, но и международным законодательством.

Знаменательно, что, согласно Рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 6 октября 2000 г. «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия», прокуратуре принадлежит ключевая роль в национальных системах уголовного правосудия так же, как и в международном сотрудничестве по уголовно-процессуальным вопросам. Согласно этому акту оказание эффективного содействия потерпевшим относится к функции прокурора (п. 3), который обязан выполнять свои функции справедливо, беспристрастно и объективно (п. 24), должен принимать во внимание мнение и интересы потерпевших (п. п. 33, 34) и т.д. В других международных актах (Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) от 27 мая 2003 г. «О роли прокуратуры в демократическом правовом обществе»; Европейские руководящие принципы по этике и поведению прокуроров, принятые на 6-й конференции Генеральных прокуроров Европы в Будапеште 31 мая 2005 г.; Стандарты профессиональной ответственности и изложение основных прав и обязанностей прокуроров, принятые 21 апреля 1999 г. Международной Ассоциацией прокуроров) высоко оценивается роль прокуратуры в защите жертв преступлений, предлагается уделять должное внимание их интересам и избегать повторной виктимизации потерпевших при осуществлении уголовного судопроизводства .

Додонов В.Н. Прокуроры стран мира: Справочник. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 266 — 282.

Примечательно, что во всех приведенных международных актах закрепляется право прокурора решать вопросы о начале и продолжении уголовного преследования, являющегося, как известно, способом защиты прав и интересов потерпевших. А как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 1999 г. N 1-П, по уголовным делам потерпевший заинтересован в том, чтобы способствовать раскрытию преступления, установлению истины по делу, изобличению преступника и справедливому воздаянию за содеянное. В УПК же и Законе о прокуратуре понятия «раскрытие преступления» вообще нет, а без раскрытия преступления немыслима эффективная защита прав и законных интересов потерпевших . Это наводит на мысль о том, что для полноценной защиты прав и законных интересов жертв преступлений прокурор должен быть наделен широкими полномочиями.

Подробнее об этом см.: Дмитриева Л.З. Раскрытие преступления как способ и гарантия обеспечения защиты прав и интересов потерпевших в уголовном процессе // Актуальные вопросы правового обеспечения антикоррупционной деятельности в современных условиях. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. С. 127 — 137.

К сожалению, по действующему УПК, процессуальные возможности прокурора в отмеченном плане весьма ограниченны. Это противоречит международно-правовым стандартам. В Рекомендации Комитета Министров Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» прямо сказано: «Прокуроры должны в любом случае иметь возможность беспрепятственно возбуждать уголовное преследование против государственных должностных лиц, в особенности за коррупцию, незаконное использование полномочий, грубое нарушение прав человека и за другие правонарушения, признанные международным правом» (п. 16). В ней обращает на себя внимание также следующее положение: «Государства должны обеспечивать эффективные гарантии выполнения прокурорами своих профессиональных обязанностей и функций при наличии юридических и организационных условий. » (п. 4). В этом плане очень ценно и содержащееся в упомянутой Рекомендации ПАСЕ указание о том, что положения Рекомендации Комитета Министров о роли прокуратуры должны быть как можно скорее имплементированы, полностью и эффективно (п. VI).

По нашему мнению, полномочия прокурора в уголовном процессе не следовало сужать и ввиду того, что Девятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в Каире 29 апреля — 8 мая 1995 г., призывал государства-члены укрепить роль органов прокуратуры и обеспечить надлежащее их функционирование в системе уголовного правосудия, активизируя при этом меры, направленные на защиту жертв преступлений . А на Одиннадцатом конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, состоявшемся 18 — 25 апреля 2005 г. в Бангкоке, одним из перспективных направлений совершенствования системы уголовного правосудия признано уделение приоритетного внимания потерпевшим на всех стадиях уголовного судопроизводства и в этом ключе сочтено необходимым расширить их права.

Читать еще:  Что делать при потери трудовой книжки

Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства. Т. 2. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С. 147 — 151.

Материалы Девятого и Одиннадцатого Конгрессов ООН важны и в том смысле, что в них выражены призывы осуществлять меры, в том числе законодательные, по обеспечению защиты прав и интересов детей, потерпевших от преступлений. Этот вопрос выступает предметом внимания и заботы ООН и ее органов и в других документах. К примеру, в Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 г., говорится: «Государства-участники обеспечивают, чтобы в системе уголовного судопроизводства при обращении с детьми, которые являются жертвами преступлений. первоочередное внимание уделялось соблюдению наилучших интересов ребенка» (ч. 3 ст. 8).

Полностью посвящены этим проблемам Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей — жертв и свидетелей преступлений, принятые 22 июля 2005 г. Резолюцией 2005/20 Экономического и Социального Совета ООН. Текст этих принципов состоит из 15 разделов, включающих в себя 46 пунктов. Изложенные в них положения весьма значимы в законотворческом и правоприменительном плане, определяют, каким должно быть судопроизводство по делам о преступлениях, жертвами которых являются дети и подростки. Они служат стандартами для национального законодательства и практики. В упомянутой Резолюции они признаются полезной основой улучшения защиты детей — жертв и свидетелей в системе уголовного правосудия. Следовательно, опора на них есть одно из необходимых условий обеспечения эффективности правозащитной деятельности прокуроров в отношении несовершеннолетних. Практическое руководство ими, по нашему мнению, будет способствовать усилению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений, потерпевшими от которых являются дети. Такая задача поставлена Генеральным прокурором РФ в Приказе от 26 ноября 2007 г. N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».

Касательно особенностей защиты детей — жертв преступлений в уголовном процессе необходимо заметить, что в своей правозащитной деятельности прокурор должен действовать в соответствии с российским законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также нормами, предусмотренными в международных договорах РФ. Поэтому прокуроры должны знать и соблюдать весь массив таких актов, закрепляющих права детей в уголовном судопроизводстве. Сказанное особенно важно по той причине, что в России нет специального федерального закона о защите детей — жертв преступлений. А в УПК есть лишь статьи, предусматривающие обязательное участие в уголовном деле законных представителей несовершеннолетних потерпевших для защиты их прав и законных интересов (ч. 2 ст. 45) и особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего (ст. 191). В свою очередь, это показывает, что российское уголовно-процессуальное законодательство должно развиваться и совершенствоваться и в этом направлении.

По смыслу Конституции, Закона о прокуратуре, в деятельности прокуратуры главная функция — правозащитная. А в силу упомянутых международно-правовых положений и ст. 6 УПК, в этой функции доминирует защита прав и законных интересов потерпевших. Тот же вывод следует из Приказа Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007 г. N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», который обязывает прокуроров, во-первых, уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших при осуществлении надзора за законностью действий и решений органов следствия и дознания; во-вторых, с целью защиты их прав и законных интересов принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

Вполне понятно, что для выполнения этих указаний от прокуроров требуются активная позиция, высокий профессионализм, принципиальность, объективность и безупречные нравственные качества. Однако успех в этом деле зависит в первую очередь от полноты и совершенства законодательства, регулирующего правовое положение как прокуроров, так и потерпевших. Думается, их правовой статус в уголовном процессе должен быть существенно повышен. Поэтому отечественное уголовно-процессуальное законодательство и Закон о прокуратуре следует привести в соответствие с международно-правовыми стандартами. В этом плане, несомненно, заслуживают поддержки сформулированные в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений» предложения о внесении изменений и дополнений в отдельные статьи УПК, а также в другие законы.

В порядке усиления уголовно-процессуальных гарантий защиты прав и интересов жертв преступлений представляется резонным установление в гл. 2 УПК принципа обеспечения потерпевшему права на защиту, поскольку такой принцип есть в отношении подозреваемого и обвиняемого (ст. 16 УПК), и во имя торжества справедливости логично будет устранить это упущение законодателя.

Для наращивания правовых возможностей прокурора по обеспечению прав и интересов потерпевших желательно также восстановить в УПК принципы публичности, всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела, задачи по раскрытию преступлений и установлению истины по делу, а также нормы о предупреждении и пресечении преступлений. Это нужно не только для реальной защиты прав и интересов жертв преступлений, но и для защиты невиновных граждан от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения их прав и свобод и обеспечения справедливого наказания лиц, действительно совершивших преступление.

Подводя итог изложенному, считаем нужным подчеркнуть, что приоритетность защиты прав и законных интересов потерпевших в деятельности прокурора должна служить одним из ориентиров развития правовых основ прокурорского надзора в рассматриваемой области.

Защита прав потерпевшего в уголовном праве

Защита прав потерпевшего: когда она необходима?

Согласно ст. 42 УПК РФ, потерпевшим признается физическое лицо, которому в результате совершенного преступления был причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу или деловой репутации. Постановление о признании потерпевшим выносится сразу после возбуждения дела либо после получения сведений о пострадавшем лице.

Конституцией РФ и рядом федеральных законов провозглашается важный принцип — охрана государством прав потерпевшего, предусматривающий обеспечение государством доступа к правосудию и компенсацию причинённого ущерба. Потерпевший в уголовном праве признается фигурой, которая может рассчитывать на охрану своих интересов со стороны государства. Но на практике лицо, которому преступлением причинен ущерб, нередко сталкивается с бюрократией и нарушением своих прав в результате халатного отношения сотрудников правоохранительных органов к своей работе, что может выражаться в:

  • в отказе в принятии заявления о совершении преступления;
  • в отказе в возбуждении уголовного дела;
  • в отказе в признании потерпевшим;
  • в отказе в предоставлении мер государственной защиты по ФЗ № 119 от 20.08.2004 года;
  • в отказе в принятии гражданского иска и признании гражданским истцом;
  • в отказе наложить арест на имущество обвиняемого в целях обеспечения возмещения ущерба после вынесения приговора;
  • в затягивании сроков расследования дела.
Читать еще:  Акт списания материалов на ремонт помещения

Потерпевшим, выступающим в роли частных обвинителей, тоже приходится нелегко: фактически на них возлагаются функции следователя и прокурора, включающие сбор доказательной базы и поддержание обвинения в суде. Отсутствие опыта и соответствующих юридических знаний могут привести к оправданию подсудимого и возложению на потерпевшего всех судебных расходов.

Защита прав потерпевшего в уголовном процессе — это необходимость, вызванная реалиями отечественного судопроизводства. Поэтому потерпевшему гражданину просто не обойтись без квалифицированной юридической поддержки.

Защита прав потерпевшего: помощь адвоката Саркисова

Одно из моих приоритетных направлений деятельности — защита прав потерпевшего. Я готов оказать следующие услуги:

  1. Консультирование потерпевшего лица;
  2. Помощь в подготовке и подаче заявления о совершении преступления.
  3. Защита прав потерпевшего на стадии доследственной проверки.
  4. Защита прав гражданина на стадии предварительного расследования.
  5. Отстаивание интересов и прав потерпевшего гражданина на судебной стадии.
  6. Всесторонняя защита прав несовершеннолетнего потерпевшего.
  7. Представление интересов частного обвинителя.
  8. Представление интересов гражданского истца.

Все перечисленные услуги оказываются путем сбора доказательной базы, составления процессуальной документации, взаимодействия с органами следствия и прокуратуры, активной защиты позиции Доверителя в суде.

Участие на Вашей стороне адвоката, в зависимости от ситуации, позволяет добиться видимых результатов:

  • привлечение совершивших преступление лиц к уголовной ответственности;
  • взыскание в пользу потерпевшего всех понесенных им убытков;
  • примирение с виновной стороной.

Куда обратиться потерпевшему?

Я предлагаю свои квалифицированные услуги по защите прав потерпевших на любой стадии уголовного процесса. Каждому Доверителю гарантируется:

  • индивидуальный подход;
  • конфиденциальность и надежность;
  • четкое соблюдение условий договора;
  • доступность для связи 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Мой богатый опыт позволяет успешно решать задачи любой сложности в максимально короткие сроки. Поэтому если Вы хотите добиться положительных результатов — я готов Вам помочь.

Защита прав потерпевших в уголовном процессе

В Российской Федерации права потерпевших от преступлений охраняются законом, что установлено статьёй 52 Конституцией РФ. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного материального ущерба и морального вреда.

В соответствии со ст.ст. 22, 42 УПК РФ потерпевший, как самостоятельная фигура уголовного процесса обладает целым рядом прав: участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, выдвигать и поддерживать обвинение в порядке частного обвинения, знать о предъявленном обвинении, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием и подавать на них замечания, знакомиться с постановлением о назначением судебной экспертизы и заключением эксперта, знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами дела и получать копии материалов дела (в случаях предусмотренных законом на всех стадиях уголовного процесса).

Однако, необходимо признать тот факт, что приведенная уголовно-процессуальная норма не является в полной мере эффективной. Поскольку все эти права возникают у потерпевшего слишком поздно, только с того момента, когда дознаватель, следователь или суд вынесут постановление о признании его потерпевшим.

Признание лица потерпевшим должно осуществляться одновременно с возбуждением уголовного дела, если нет затруднений, в установлении потерпевшего.

Потерпевший в уголовном процессе при защите его интересов государственными чиновниками – дознавателем, следователем, прокурором чувствует себя не вполне защищенным, преступник не привлекается к уголовному преследованию, заявления потерпевшего не рассматриваются должным образом и фактически должностные лица, обязанные защищать права лица понесшего от преступления ущерб, чинят ему препятствия для доступа к правосудию. На практике граждане, оказавшиеся в положении потерпевших от преступления, зачастую не могут добиться от правоохранительных органов своевременного возбуждения уголовного дела и эффективного расследования преступления, что при расследовании, часто не обеспечиваются права и законные интересы всех участников судопроизводства, в том числе и в первую очередь потерпевших, что потерпевший не всегда может рассчитывать на возмещение вреда. В этих случаях используется возможность продления сроков предварительной проверки сообщений о преступлениях, при этом достаточно распространенным и незаконным способом продления такого срока является вынесение следователем «промежуточного» постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, заранее предполагающего его последующую отмену надзирающим органом и направлении материала на дополнительную проверку, срок которой, как прямо не указанный в законе, может тянуться месяцами, а то и годами. Эта незаконная и порочная практика становится настолько привычной, что некоторые должностные лица, не мудрствуя, лукаво прямо пишут в тексте выносимого им постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, что оно является лишь промежуточным и подлежит отмене, а это приводит к истечению сроков привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за совершенные преступления.

Вот почему в таком случае стоит обратиться к адвокату. В соответствии с ч.1 ст. 45 УПК РФ представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, так же в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец. Адвокат, как и практикующий юрист – представитель потерпевшего, не обладающий специальным статусом, но имеющий доверенность со всеми полномочиями в уголовном процессе наделены законом с одной стороны правами, с другой обязанностями.

Адвокат – представитель потерпевшего имеет определённые права и в соответствии со своим статусом требует от других участников процесса исполнения своих обязанностей. Потерпевший, пользуясь услугами адвоката, как своего представителя вместе с ним решает проблемы, возникшие с государственными чиновниками, в то время, как адвокат подозреваемого или обвиняемого защищает от произвола «правосудия». В этом и состоит специальное положение адвоката-представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве.

Адвокат-представитель потерпевшего, вступая в уголовное дело и пользуясь своим правовым статусом, обязывает других участников уголовного процесса (дознавателя, следователя, прокурора) выполнять свои должностные обязанности в строгом соответствии с законом.

В случае выявления нарушения закона должностными лицами при расследовании уголовного дела и «попирание» прав потерпевшего, адвокат в таких случаях может даже вынести вопрос о привлечении «чиновника» к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Порядок обжалования принятых решений должностных лиц при расследовании уголовного дела, предусмотрен ст.125 УПК РФ.

Читать еще:  Чек потерян как вернуть товар

Бывают жизненные ситуации, что никто не может застраховать себя от посягательств уголовных преступлений. Вот почему, если возникает ситуация, в результате которой Вы можете стать потерпевшим, адвокат, обладающий большим практическим опытом и всеми необходимыми знаниями, может надёжно защитить Ваши права и интересы и решить создавшуюся проблему. Адвокат делает всё возможное, чтобы обеспечить максимальный положительный результат для каждого без исключения, обратившегося к нему гражданина.

Защита прав потерпевших

Содержание статьи

В соответствии с действующим законодательством РФ защита прав и законных интересов лиц, пострадавших в результате совершения преступления, представляет собой одну из ключевых задач уголовного судопроизводства. Как реализуется данная задача? Об этом расскажем в представленном материале.

Правовая основа защиты

Согласно ст. 52 Конституции РФ на государство возложена обязанность по предоставлению лицам, пострадавшим от действий преступников, доступа к правосудию и возмещению причиненного им вреда. Одним из проявлений такой защиты является обеспечение безопасность гражданина в процессе расследования уголовного дела.

Принципы и методы защиты прав потерпевших содержится в следующих нормативно-правовых актах:

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 г. №119-ФЗ ( далее — Закон №119-ФЗ). Здесь прописана вся необходимая информация, которую должен использовать суд для обеспечения безопасности отдельных категорий лиц в процессе рассмотрения дела;
  • Постановление Пленума ВС РФ «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» от 29.06.2010 г. №17. Этот документ устанавливает необходимость применения в определенных случаях ряда мер по защите потерпевших и свидетелей.

Обратите внимание! Ходатайство о защите прав пострадавших и свидетелей должно подаваться практически по всем уголовным делам.

Потерпевший располагает обширными возможностями по защите своих прав. В ч. 2 ст. 42 УПК РФ говорится о его праве на участие в судебном разбирательстве первой инстанции. В ст. 314 УПК РФ прописано, что пострадавший может выразить возражение против рассмотрения дела в особом порядке. Согласно ст. 318 УПК РФ он вправе инициировать возбуждение уголовного дела, отнесенного к категории частного обвинения (путем подачи соответствующего заявления) и в ходе его рассмотрения выполнять функции частного обвинителя.

Защита прав потерпевших — это достаточно сложный процесс, имеющий под собой внушительную правовую основу.

Порядок и принципы осуществления защиты

Основные принципы обеспечения безопасности потерпевших или свидетелей уголовного преступления перечислены в ст. 6 Закона №119-ФЗ.

К таким мерам относятся следующие:

  • личная охрана гражданина, его жилья и имущества;
  • выдача субъекту специальных средств защиты, связи и оповещения о наступающей опасности;
  • обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  • временное или постоянное переселение в иное место пребывания или жительства;
  • смена места работы или учебы;
  • замена удостоверяющих личность документов;
  • изменение внешнего вида;
  • перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (если лицо находится под арестом или в месте лишения свободы).

Кроме того, следователь может не указывать в протоколе личные данные пострадавшего и свидетелей, а также их близких и родственников. В таком случае вместо настоящих имен и фамилий находящихся под защитой лиц в следственных мероприятиях и судебном процессе будут использованы псевдонимы.

При необходимости может быть организовано прослушивание разговоров защищаемого. Подобные меры применяются в том случае, когда в отношении потерпевшего или свидетелей имеется явно выраженная угроза вымогательства или насилия.

Система защиты свидетелей и пострадавших также может включать в себя:

  • проведение судебных заседаний в закрытой форме;
  • допрос, скрытый от третьих лиц;
  • передача дела в ведение военного суда (такое происходит с разрешения генерального прокурора в самых крайних случаях).

Существует 2 группы госорганов, на которых возложена обязанность обеспечения защиты отдельных категорий участников уголовного дела:

  • органы, принимающие соответствующее решение: суд, следственный отдел, органы дознания и некоторые другие инстанции;
  • органы, занимающиеся непосредственной реализацией мер безопасности: ФСБ, органы контроля над оборотом наркотиков и психотропных веществ, воинские части, уголовно-исправительная система, иные государственные органы.

Процедура обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших реализуется согласно следующему алгоритму:

  1. сбор письменных заявлений от претендентов;
  2. проверка поданных заявлений на предмет обоснованности просьб (осуществляется в течение 3 суток);
  3. принятие решения о предоставлении защиты либо об отказе;
  4. подготовка по выбранным мерам безопасности.

Законодателем установлены определенные принципы, на базе которых должна выстраиваться защита потерпевшего:

  • принцип законности (каждому элементу и каждой процедуре должна соответствовать определенная статья или глава в законах РФ);
  • принцип уважения свобод и прав гражданина;
  • принцип взаимной ответственности госорганов;
  • защита прав потерпевших должна осуществляться только под прокурорским надзором и специальным контролем;
  • используемые меры безопасности не должны мешать реализации прав находящихся под защитой лиц.

Юридические услуги для потерпевших

Некоторые виды уголовных дел возбуждаются по заявлению потерпевшего. Для того, чтобы добиться быстрой и эффективной реакции правоохранительных органов на подобное ходатайство, необходимо грамотно и четко изложить все обстоятельства случившегося. Поэтому наилучшим решением в данной ситуации будет обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

Специалист поможет составить текст обращения, определив юридически значимые моменты происшествия, окажет поддержку при даче первичных показаний, поможет собрать необходимые для обоснования вашей позиции доказательства, а также будет постоянно взаимодействовать с госорганами для достижения наилучшего результата.

Обратите внимание! Заявление о возбуждении уголовного дела и данные на этом этапе объяснения становятся важными доказательствами в уголовном деле, а допущенные ошибки могут привести к осложнению правовой позиции заявителя.

В соответствии с нормами действующего законодательства права и интересы пострадавшей стороны в уголовном процессе может представлять ее доверенное лицо. Согласно ч. 1 ст. 45 УПК РФ на стадии предварительного расследования, а также и при рассмотрении уголовных дел в суде таким представителем может выступать только адвокат.

В процессе предварительного следствия адвокат даст доверителю необходимые консультации относительно выбора тактики поведения, а также примет непосредственное участие во всех процедурах, к которым будет привлекаться его клиент в ходе расследования преступления.

До начала судебного процесса адвокат тщательно исследует все материалы дела, чтобы максимально обезопасить клиента.

В случае, если вы не согласны с вынесенным приговором, адвокат обжалует его.

На любой стадии уголовного дела своевременное обращение к специалисту является гарантией надежной защиты прав потерпевшего.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector