1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Право на жизнь и здоровье

ПРАВО НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Право человека на жизнь и здоровье, бесспорно, является наиболее важным видом личных неимущественных прав гражданина, обеспечивающих его естественное существование. Под понятием «жизнь» следует понимать личное неимущественное благо, суть которого заключается в физическом, психическом и социальном функционировании человеческого организма как единого целого. Право на жизнь ‒ это личное неимущественное право гражданина на владение и пользование жизнью, а также защиту собственной жизни и жизни иных лиц незапрещенным законом способом.

Под понятием «здоровье» понимают состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Право на здоровье ‒ это субъективное право граждан, возникающее относительно здоровья как нематериального блага и обеспечивающее владение, пользование, распоряжение этим благом, а также его правовую охрану.

При сравнительном анализе права на жизнь и права на здоровье встает вопрос: в чем различаются и в чем схожи эти права? Право на жизнь в основном затрагивает вопросы, связанные с жизнью и смертью. Право на здоровье относится к ситуациям, связанным с восстановлением и укреплением здоровья. В то же время, схожесть этих прав проявляется в том, что при нанесении вреда жизни, наносится ущерб и здоровью. Вопросы жизни и здоровья связаны с правами человека на зачатие новой жизни, рождение, охрану здоровья, на медицинскую помощь, с правами отказываться или давать согласие на медицинское вмешательство, выбирать медицинскую организацию и так далее.

Конституции РФ провозглашает право каждого на жизнь (ст. 20), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Статьей 150 ГК РФ жизнь и здоровье названо нематериальным благом и отнесено к объектам гражданских прав[1]. При нарушении естественного права гражданина на жизнь и здоровье, человек вправе применить соответствующие способы защиты (ст. 12 ГК РФ), требовать компенсации морального (ст. 151 ГК РФ) и возмещения материального вреда (гл. 59 ГК РФ). Гражданско-правовое регулирование охватывает, в том числе, договорные отношения с отдельными лицами или кругом лиц, по поводу восстановления или укрепления здоровья (возмездное оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), страхование (гл. 48 ГК РФ).

Нормы Гражданского кодекса РФ достаточно успешно применяются в гражданском судопроизводстве при решении споров по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. К данной категории споров относятся: споры, связанные с возмещением вреда причинённого жизни или здоровью гражданина в результате производственной травмы или несчастного случая на производстве; споры, связанные с возмещением вреда причинённого жизни или здоровью гражданина в результате воздействия источника повышенной опасности (в том числе в результате ДТП); споры, связанные с возмещением вреда жизни или здоровью гражданина причинённого преступлением или иным правонарушением; споры по искам к лечебным учреждениям, в связи некачественным оказанием квалифицированной медицинской помощи[2].

Гражданский кодекс РФ не содержит перечня личных неимущественных прав граждан, в том числе и в отношении жизни и здоровья. Однако, нормы права, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека в сфере здравоохранения и медицинской деятельности, имеются в различных законах, таких как: ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»; ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с законодательством (п. 2 ст. 17 ГК РФ) право на жизнь и здоровье, как и другие права, возникают с рождения и прекращаются в момент смерти. Рождением считается момент отделения плода от организма матери посредством родов (ст. 53 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Как известно, жизнь возникает еще до рождения. Закон охраняет интерес зачатого, но еще не родившегося ребенка, лишь в некоторых случаях (например, п. 1 ст. 1116 ГК РФ гласит: «…к наследованию могут призываться граждане. зачатые при жизни наследодателя»; п. 1 ст. 1088 ГК РФ указывает, что в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеет ребенок умершего, родившийся после его смерти). Зачатый, но еще не родившийся ребенок, по российскому законодательству, не обладает неотъемлемым правом на рождение и жизнь, т.к. в силу п. 1 ст. 56 Федерального закона

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Вопрос о праве не родившегося здорового ребенка на рождение и допустимости искусственного прерывания беременности является одним из наиболее дискуссионных[3].

Среди ученых цивилистов существует точка зрения, что право на жизнь в первую очередь должно обеспечиваться правом жизнеспособного ребенка на рождение и как следствие, предлагается внести поправку в п. 2 ст. 17 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: «…правоспособность гражданина возникает в момент его зачатия и прекращается смертью».

Несмотря на актуальность и гуманность данного предложения, вряд ли можно считать его применимым, ведь поправка фактически поставит под запрет искусственное прерывание беременности, что приведет к увеличению количества нелегальных абортов, вследствие которых женщинам грозит не только бесплодие, но и летальный исход.

При характеристике прав на жизнь и здоровье необходимо упомянуть проблему эвтаназии. Как правило, смерть человека наступает в силу объективных естественных причин и поэтому выходит за рамки гражданско-правового регулирования. Однако если наступление смерти происходит по воле самого лица, вследствие наличия неизлечимой болезни, то регулирование нормами гражданского права необходимо. Под понятием «эвтаназии» (от греч. «eu» ‒ хорошо и «thanatos» ‒ смерть) следует понимать ускорение с помощью медицинских средств по желанию больного безболезненной смерти (активная форма) или отказ от мер, продлевающих жизнь умирающему пациенту (пассивная форма). Сторонники пассивной формы эвтаназии считают, что человек, обладая правом на жизнь «…должен в соответствии с международными нормами при определенных обстоятельствах иметь право решать вопрос о ее прекращении».

На сегодняшний день, несмотря на запрет эвтаназии в любой ее форме, за пациентом сохраняется право на информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства. Фактически это означает разрешение пассивной формы эвтаназии, ведь, например, в случае гангрены, добровольный отказ пациента от ампутации пораженной конечности, означает его неизбежную смерть. Стремительный прогресс биомедицинских наук и технологий имеющий своей целью облегчения страдания человека, повышения качества и продолжительности его жизни, порождает ранее не известные человеку явления, такие как искусственное оплодотворение, проблемы суррогатного материнства[4], медико-биологические эксперименты на эмбрионе человека, смена пола и т.д.

Все эти новые явления требуют законодательной регламентации, что создает необходимость дальнейших теоретических и практических исследований в области гражданского права.

См: Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 138-151.

Ситдикова Л.Б. Условия применения ответственности за причинение вреда //Российская юстиция. 2015. № 11. С.11-14.

2 См: подробнее: Ситдикова Л.Б. Судебная практика Европейского суда по правам человека при

формировании нематериального репутационного вреда // Российский судья. 2015. 3 7. С. 39-43; Ситдикова Л.Б. Личные неимущественные права юридических лиц // Юридический мир. 2015. № 7. С. 27-31.

3 Шиловская А.Л. Проблемы права на жизнь и правоспособности нарождённых детей // Актуальные

проблемы российского законодательства. 2016. № 14. С. 163-168.

4 Волкова М.А., Питько Е.В. Проблемы правового регулирования договора суррогатного материнства в России и за рубежом // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 2. С.152-155.

Список литературы

1. Волкова М.А., Питько Е.В. Проблемы правового регулирования договора суррогатного материнства в России и за рубежом // Бизнес в законе. Экономико- юридический журнал. 2016. № 2. С.152-155.

2. Ситдикова Л.Б. Личные неимущественные права юридических лиц // Юридический мир. 2015. № 7. С. 27-31.

3. Ситдикова Л.Б. Судебная практика Европейского суда по правам человека при формировании нематериального репутационного вреда // Российский судья. 2015. 3 7. С. 39-43.

4. Ситдикова Л.Б. Условия применения ответственности за причинение вреда // Российская юстиция. 2015. № 11. С.11-14.

5. Стародумова С.Ю. Ответственность и меры ответственности в гражданском праве России // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 138-151.

6. Шиловская А.Л. Личные неимущественные права несовершеннолетних. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2016. С.61-63.

7. Шиловская А.Л. Проблемы права на жизнь и правоспособности нарождённых детей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016.№ 14. С. 163-168.

Право на здоровье

Для нас как человеческих существ наше здоровье и здоровье тех, о ком мы заботимся, является вопросом повседневной важности. Независимо от нашего возраста, пола, социально-экономического или этнического происхождения, мы считаем наше здоровье своим самым главным богатством. С другой стороны, плохое здоровье может помешать нам ходить в школу или на работу, исполнять семейные обязанности или участвовать в деятельности сообщества. Мы согласны пожертвовать многим, если бы это могло гарантировать нам и нашим семьям более продолжительную и более здоровую жизнь. Проще говоря, когда мы говорим о благополучии, то часто подразумеваем здоровье.

Право на здоровье является фундаментальной частью наших прав человека и нашего понимания достойной жизни. Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (как его полное наименование) не является чем-то новым. На международном уровне оно впервые было сформулировано в Конституции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1946 года, преамбула которой определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В преамбуле далее говорится, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения».

Читать еще:  Преступления против здоровья человека

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года также упоминается о здоровье как важнейшем аспекте права на достойный жизненный уровень (ст. 25). Право на здоровье было снова подтверждено в качестве одного из основных прав человека в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

С тех пор во многих других международных договорах по правам человека затрагивалось или подкреплялось право на здоровье или его составляющие, такие как право на медицинскую помощь. Право на здоровье имеет отношение ко всем государствам: каждое государство ратифицировало хотя бы один международный договор о правах человека, признающий право на здоровье. Кроме того, государства взяли на себя обязательство защищать данное право посредством международных деклараций, внутреннего законодательства и политики, а также на международных конференциях.

В последние годы все большее внимание уделялось праву на наивысший достижимый уровень здоровья, например, органами по правам человека, ВОЗ и Комиссией по правам человека (теперь ее заменил Совет по правам человека), которая в 2002 году учредила мандат Специального докладчика по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Эти инициативы помогли прояснить характер права на здоровье и методы его достижения.

Ключевые аспекты права на здоровье.

Право на здоровье является всеобъемлющим правом. Мы часто связываем право на здоровье с доступом к здравоохранению и строительством больниц. Это правильно, но право на здоровье простирается намного дальше. Оно включает в себя широкий спектр факторов, которые могут помочь нам вести здоровый образ жизни. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам – орган, ответственный за мониторинг Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, называет их «основными детерминантами здоровья». Они включают:

  • доступ к безопасной питьевой воде:
  • адекватные санитарно-гигиенические условия;
  • адекватное снабжение безопасными пищевыми продуктами;
  • безопасное и адекватное жилье;
  • здоровые условия труда и окружающей среды;
  • образование и получение информации по вопросам здравоохранения.

Право на здоровье включает определенные свободы: свободу от несогласованного медицинского лечения, такого как медицинские эксперименты и исследования или принудительная стерилизация, а также свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Право на здоровье содержит такие права:

  • право на систему охраны здоровья, обеспечивающую равенство возможностей для каждого, чтобы иметь наивысший достижимый уровень здоровья;
  • право на профилактику, лечение и борьбу с заболеваниями;
  • доступ к основным лекарственным средствам;
  • материнское, детское и репродуктивное здоровье;
  • равный и своевременный доступ к основным медицинским услугам;
  • обеспечение образования и информации, связанной со здоровьем;
  • участие населения в медико-санитарных мероприятиях на национальном и местном уровнях.

Медицинские учреждения, товары и услуги должны предоставляться всем группам населения без какой-либо дискриминации. Недопущение дискриминации является ключевым принципом в области прав человека и имеет решающее значение для осуществления права на наивысший достижимый уровень здоровья.

Все учреждения товары и услуги должны быть широкодоступными и высококачественными. В пределах государства должно быть открыто достаточное количество учреждений общественного здравоохранения. Они должны быть доступны физически (находится на безопасном расстоянии для всех слоев населения, включая детей, подростков, пожилых людей, инвалидов и других уязвимых групп), а также финансово на основе принципа недопущения дискриминации. Обслуживание должно проводится с соблюдением медицинской этики и учетом гендерных факторов и культурных особенностей. Другими словами, они должны быть приемлемыми с медицинской и культурологической точек зрения. Наконец, они должны отвечать клиническим и медицинским требованиям и быть надлежащего качества. Это, в частности, предполагает подготовку квалифицированных специалистов в области здравоохранения, наличие научно разработанных, непросроченных лекарственных препаратов и больничного оборудования, а также адекватных санитарно-гигиенических условий.

Распространенные ошибочные представления о праве на здоровье.

Право на здоровье – это не то же самое, что право быть здоровым. Распространенным заблуждением является представление о том, что государство должно гарантировать нам хорошее здоровье. Однако на хорошее здоровье влияют множество факторов, находящихся за пределами прямого контроля государства, такие как физиология человека и социально-экономические условия. Скорее, право на здоровье относится к праву на доступ к набору различных учреждений, товаров, услуг и условий, необходимых для его реализации. Вот почему более точно описать его как право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, а не безусловное право быть здоровым.

Право на здоровье – это не только программная цель, которая должна быть достигнута в долгосрочной перспективе. Тот факт, что право на здоровье должно быть осуществимой программной целью, не означает, что из него не вытекают непосредственные обязательства государств. На самом деле государства должны прилагать все возможные усилия в рамках имеющихся ресурсов для реализации права на здоровье и меры в данном направлении должны предприниматься безотлагательно. Даже при недостатке ресурсов, некоторые обязательства требуют немедленного исполнения, такие как обязательство гарантировать право на здоровье на недискриминационной основе, разработать конкретные правовые нормы и планы действий или предпринять другие аналогичные шаги для полного осуществления данного права, как и с любым другим правом человека. Государствам также необходимо обеспечить доступ в минимальном объеме к основным материальным компонентам права на здоровье, таким как предоставление основных лекарственных средств и услуг по охране здоровья матери и ребенка.

Трудное финансовое положение страны НЕ освобождает его от необходимости принимать меры для реализации права на здоровье. Часто утверждается, что государства, которые не могут себе это позволить, не обязаны принимать меры для реализации данного права или могут отложить исполнение своих обязательств на неопределенный срок. Когда рассматривается уровень реализации права на здоровье в конкретном государстве, учитываются наличие ресурсов в данный период времени и в контексте развития. Тем не менее ни одно государство не может оправдывать неисполнение своих обязательств нехваткой ресурсов. Государства должны гарантировать максимально возможный при имеющих ресурсах уровень реализации права на здоровье.

Связь между правом на здоровье и другими правами человека.

Права человека взаимозависимы, неделимы и взаимосвязаны. Это означает, что нарушение права на здоровье может приводить к нарушению других прав человека, таких как права на образование или права на работу, и наоборот.

Важность, придаваемая «основным детерминантам здоровья», то есть факторам и условиям, которые защищают и поощряют право на здоровье, помимо медицинских учреждений, товаров и услуг, показывает, что право на здоровье зависит и способствует осуществлению множества других прав человека. К ним относятся права на достаточное питание, на доступ к безопасной воде, на достаточный жизненный уровень, на достаточное жилище, на свободу от дискриминации, на неприкосновенность частной жизни, на доступ к информации, а также право на пользование благами научного прогресса и результатами их практического применения.

Каким образом принцип недопущения дискриминации связан с правом на здоровье?

Дискриминация означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на различных признаках, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод. Она связана с маргинализацией отдельных групп населения и, как правило, лежит в основе фундаментальных структурных неравенств в обществе. Это, в свою очередь, делает данные группы более уязвимыми для нищеты и плохого состояния здоровья. Неудивительно, что традиционно непропорционально высокая доля представителей дискриминированных и маргинализированных групп часто имеет проблемы со здоровьем. Например, исследования показали, что в некоторых странах группы этнических меньшинств и коренных народы пользуются меньшим количеством медицинских услуг, получают меньше медицинской информации и имеют меньше шансов на достаточные жилищные условия и безопасную питьевую воду, а среди их детей устойчиво наблюдается более высокий уровень смертности и они чаще страдают от недоедания, чем население в целом.

Право на здоровье в международном праве прав человека.

Право на наивысший достижимый уровень здоровья – это основополагающее право человека, признанное в международном праве. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который, по общему мнению, является центральным инструментом защиты права на здоровье, закрепляет «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Важно отметить, что в Пакте оговаривается не только физическое здоровье, но также и психическое, которое зачастую игнорируется.

В статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указывается:

  1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
  2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
    1. обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
    2. улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
    3. предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
    4. создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Последующие международные и региональные документы по правам человека защищают право на здоровье различными способами. Некоторые из них имеют общее применение, в то время как другие относятся к правам определенных групп, таких как женщины или дети.

Читать еще:  Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности статья

Международные договоры по правам человека, признающие право на здоровье:

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, ст. 5 (e) (iv);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, ст. 12;
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин1979 года, ст. 11 (1) (f), 12 и 14 (2) (b)
  • Конвенция о правах ребенка 1989 года, ст. 24;
  • Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, ст. 28, 43 (e) и 45 (c);
  • Конвенция о правах инвалидов 2006 года, ст. 25.

Право на здоровье также признается в ряде региональных документов, таких как Африканская хартия прав человека и народов (1981), Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав, известный как Протокол Сан-Сальвадор (1988) и Европейская социальная хартия (1961, пересмотренная в 1996). В Американской конвенции о правах человека (1969) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) содержатся положения, касающиеся здоровья, такие как право на жизнь, запрет на пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения, а также право на семейную и частную жизнь.

Занятие «Право на жизнь и здоровье» для детей средней группы

Раиля Сафиуллина
Занятие «Право на жизнь и здоровье» для детей средней группы

Познакомить детей со здоровым образом жизни, способствовать осознанному приобщению к нему.

Расширять область правовых знаний детей.

Учить детей рассказывать по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать нравственные качества: доброту, внимание к людям.

Ход занятия.

Дети входят в зал и здороваются.

В-ль: Что такое «здравствуй?»

Реб-к: Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»?

Значит будь здоров.

Встретились с утра,

Значит слово «Здравствуй»

В-ль: Ребята, послушайте загадку и отгадайте про кого она.

Человек в халате белом

Занят очень важным делом.

Ему здоровье доверяем

И надежды возлагаем (Врач)

В-ль: Правильно, это загадка про врача. Едва родившись, вы сразу попадаете в добрые руки врача. И если ребёнок слабый и больной его лечат и помогают стать сильным и здоровым.

Всегда внимательно с любовью

Наш доктор лечит вас ребят,

когда поправит вам здоровье

Он больше всех бывает рад.

А сколько есть ещё врачей,

Не отдыхать, не спать ночей,

Чтоб были вы здоровы.

В-ль: Ребята, какие профессии врача вы знаете?

Дети: стоматолог, окулист, хирург.

В-ль: Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте про кого.

1. Я конфеток много ел,

Вот мой зуб и за болел.

Что мне делать? Как мне быть?

Надо зубик полечить.

Зубик мой мне очень дорог,

Помоги мне… (стоматолог)

2. Глазки наши сбережёт,

Капельки для них найдет.

По глазам специалист

Добрый доктор ….(окулист)

3. Заболело ушко, горлышко першит,

Да ещё вдобавок носик мой сопит.

«Что ж, придётся выписать укол»

Сказал мне грустно доктор… (лор)

4. Ставит банки и уколы

Вам ученикам из школы.

Очень добрая она

В халате белом … (медсестра)

В-ль: А случалось ли вам или вашим близким так болеть, что с вашей болезнью не могла справиться даже ваша мама?

Ответы детей: Да

В-ль: Да, часто бывает, что человек так плохо себя чувствует, что необходимо вызвать «скорую помощь».

В-ль: По какому номеру нужно вызвать «Скорую помощь»?

В-ль: А вы знаете, что служба спасения «03», работает круглосуточно, т. е днем и ночью. Потому что в любой момент с людьми может произойти беда.

Доктор: Здравствуйте, я Доктор

Доктор: Ребята, вам помощь не нужна? У вас не болит голова, не болят животики? Вы не нуждаетесь в моей помощи?

Дети: Нет, у нас ничего не болит

Доктор: А знаете, что любой ребёнок с рождения имеет право на получение бесплатного и неотложного медицинского обслуживания.

Ответы детей: Да, мы ходим в больницу.

Доктор: для чего вы с мамой ходите в больницу?

Дети: Мы с мамой ходим в больницу лечить зубы, делаем уколы.

Доктор: Ребята, а вы знаете, какие инструменты должны быть у доктора?

Дети: Да! Шприцы, витамины, таблетки…

Доктор: А мы сейчас это проверим.

Игра «Помоги Доктору собрать медицинские инструменты в сумку.

Доктор: Молодцы, ребята.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для долгого пути

Досвидание! (Доктор уходит)

В-ль: Ребята, а как вы думаете, только ли врач должен заботится о вашем здоровье?

Дети: Нет, мы сами

В-ль: А, как, вы заботитесь?

Дети: Делаем зарядку, гуляем на улице…

В-ль: Правильно ребята каждый человек должен думать о своем здоровье и не вредить своему организму. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе.

А ещё ребята вы должны правильно питаться. А как вы думаете тех, кто не правильно питается, ест всё подряд, как их называют.

Обжорка: Здравствуйте ребята, правильно вы сказали, что я люблю много и вкусно покушать. А зовут меня «Обжорка».

В-ль: А что случается с теми, кто не правильно питается?

Мы сейчас покажем. (Физкультминутка)

Один пузатый здоровяк

Съел десяток булок на тощак

Запил он булки молоком,

Съел курицу одним куском

Затем барашка он поджарил

И в брюхо бедного поправил

Раздулся здоровяк как шар,

Обжору тут хватил удар.

В-ль: Я, знаю, что среди вас обжор нет. Вы не едите без разбора все подряд, нужно соблюдать режим.

Какие продукты полезны, а какие вредны нашему здоровью. Вот сейчас мы проверим.

(На ватмане нарисованы пунктирными линиями полезные и вредные продукты. Дети должны обвести контур продукта и определить полезность или вредность продукта).

Обжорка: Ребята, какие вы молодцы и как быстро вы справились с заданием. А мне кажется, что такие умные ребята и пословицы знают про здоровье.

Я начну, а вы продолжите:

Здоровье… (за деньги не купите)

Где здоровье (там и красота)

Лекарств в тысяча здоровье одно)

Чистота-(залог здоровья)

В здоровом теле —(здоровый дух)

Смех (здоровье души)

Здоровье в порядке-… (спасибо зарядке)

В-ль: Правильно ребята, занятия спортом укрепляют наш организм. А чтобы дети были здоровыми, крепкими, сильными… строятся, что?

Дети: Стадионы, площадки, футбольные клубы, хоккейные клубы.

В-ль: Открываются новые секции для занятий любым видом спорта.

В-ль: «Обжорка» послушай весёлые частушки о «Здоровье».

1. Если денег не имеешь,

Со здоровьем вдруг беда,

Вылечить тебя сумеют

Смех, зарядка и вода!

2. Эх, топни, нога,

Топни, правинькая.

Все равно спортсменкой буду,

Хоть и маленькая!

Обжорка: Спасибо вам ребята, за частушки, а мне пора возвращаться.

Но прежде чем попрощаться я хочу узнать, так что нужно сделать, чтоб сберечь здоровье.

Ответы детей:

-нужно делать зарядку;

правильно питаться;

-заниматься спортом, летом купаться и т. д.

Очень рад за вас сегодня

И совет такой всем дам

По утрам и вечерам,

Будьте в дружбе с физкультурой

Воспитатели и дети!

Воздух, спорт и витамины

Всем нужны на свете.

В-ль: Ребята сегодня мы поговорили о нашем здоровье, и узнали, что у нас и у вас есть право на сохранение и укрепление этого здоровья. И многое зависит от нас самих. А сейчас нам пора прощаться с гостями и возвращаться в группу. Досвидание.

Презентация «Права ребенка» Газета презентация «Мы имеем право на всем белом свете. МЫ имеем право! мы дети!» цель: Познакомить в доступной форме детей и родителей.

Электронное дидактическое пособие «Маленьким детям — большие права» Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Статья 41 Конституции России

Текст Ст. 41 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 Конституции Российской Федерации

1. Право на охрану здоровья — одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не только личное благо гражданина, но и имеет социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов*(183).

Читать еще:  Какое наказание за побои

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий*(184). Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья*(185). За последние годы все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему служит значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно ст. 1 Основ, охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья*(186).

Согласно определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия*(187). С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда*(188). От состояния здоровья населения зависит и качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих*(189). Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет нормальной работы, позволяющей достойно зарабатывать, комфортабельного жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.

Право на охрану здоровья закрепляется данной статьей Конституции РФ за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять здоровье людей (статья 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании того (к которому уже пришла современная западная либеральная теория), что рыночная экономика не способна, вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям, полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют такие сферы общественной жизни, которые частично или целиком не вписываются в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого — благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. — одна из сфер жизни, где должно присутствовать государственное вмешательство, регулирование и финансирование, даже при самых высоких уровнях развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, при которых рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности — жизни.

Закрепление комментируемой статьей права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая Программа разрабатывается ежегодно. В настоящее время действует Программа на 2008 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286*(190).

В соответствии с комментируемой статьей медицинская помощь для граждан оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований).

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения — важная гарантия права граждан на охрану здоровья. Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим*(191).

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис — смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста — 60 лет*(192). «В ту эпоху экономической неустойчивости, — поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии медицинских наук Р. Оганов, — люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс — от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье»*(193).

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения*(194).

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Среди федеральных программ можно назвать Федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002- 2006 годы)», в которую вошли семь подпрограмм: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Вакцинопрофилактика», «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации», «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» *(195).

Вышеназванная Федеральная целевая программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации (рост заболеваний социального характера) путем совершенствования имеющихся и организации вновь образованных служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф, научно-исследовательских институтов и центров, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. (см. комментарий к ст. 42). Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом*(196). Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей*(197). Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации*(198). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59)*(199). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ)*(200).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector